Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Формирование связной речи в онто- и дизонтогенезе

Страница 1

Исследованиям развития речи, и в частности связной посвящены многие работы как в области психологии и психолингвистики, нейропсихологии и логопедии. В них рассматривается, в частности, особенности овладения детьми грамматическим строем родного языка, синтаксическими средствами построения высказываний (А.М. Шахнорович, В.Н. Овчинников и др.), планированием и программированием речи (Н.А. Краевская и др.).

Р.И. Лалаева указывает, что формирование речи происходит в процессе анализа речи окружающих, выделения правил, обобщения и организации их в сложную систему переработки и хранении знаний о языке.

Л.С. Выготский «Встреча мышления и речи составляет крупнейшее событие в развитии индивида, и именно эта связь ставит мышление человека на небывалую высоту».

По определению И.А. Шаповал «речь является сложной функциональной системой, социальной по происхождению и системной по строению». Этот же автор отмечает, что онтогенетическое изучение речи показывает ее огромную и неоднозначную роль в психическом развитии.

Основным периодом становления связной речи принято считать дошкольный возраст, в котором происходит закладка ситуативной и контекстной речи, а также появление монологической речи и первых форм внутренней речи. Младший школьный возраст – интенсивное развитие монологической речи. По данным А.А. Люблинской и других авторов переход внешней речи во внутреннюю в норме происходит к 4-5-летнему возрасту. Н.А. Краевской было установлено, что речь детей 4-5 лет принципиально уже не отличается от речи взрослых по наличию в ней этапа внутреннего программирования.

В.П. Глухов отмечает, что в преддошкольном периоде речь ребенка как средство общения со взрослыми и другими детьми непосредственно связана с конкретной наглядной ситуацией общения. Осуществляясь в диалогической форме, она носит выражено ситуативный характер (обусловленный ситуацией речевого общения) характер. Изменение условий жизни, как отмечает исследователь, с переходом к дошкольному возрасту, появление новых видов, новых отношений со взрослыми приводит к дифференциации функции и форм речи. У ребенка возникает форма речи-сообщения в виде рассказа-монолога о том, что с ними происходило вне непосредственного контакта со взрослым.

В труде Д.Б. Эльконина «Развитие речи в дошкольном возрасте» указывается, что с развитием самостоятельной практической деятельности у него появляется потребность в формулировании собственного замысла, в рассуждении по поводу способа выполнения практических действий.

У нормально развивающегося ребенка наблюдается определенная последовательность овладения формами речевой деятельности: до школы только устное общение, в котором первоначально преобладают отдельные реплики, затем осваивается диалог с постепенным расширением описательно-повествовательных форм монологической речи.

Исследователи, (Л.А. Пеньевская, Л.П.Федоренко, Т.А. Ладыженская и др.) изучавшие формирование связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием, подчеркивали, что элементы монологической речи появляются в высказываниях таких детей уже в возрасте 2-3 лет. С 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка (А.Н. Гвоздев, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, О.С. Ушакова и др.). В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Уже с 4 лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование, а на седьмом году жизни – короткие рассуждения. Однако все авторы едины в том, что полноценное овладение детьми монологической речью возможно только лишь в условиях целенаправленного обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Понятие речи. Методы развития речи
По мнению М.Р. Львова, «Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей». Речь – основа всякой умственной д ...

Объект исследования: военно-патриотическое воспитание
Предмет исследования: военно-патриотическое воспитание школьников. Цель исследования: Изучить военно-патриотические направления воспитания школьников. Задачи: Рассмотреть труды отечественных педагогов в области военно-патриотического воспитания школьников. Раскрыть систему военно-патриотического во ...

Индивидуальная система обучения
Организационные формы и системы обучения историчны: рождаются, развиваются, заменяются одна другой в зависимости от уровня развития общества, производства, науки и образовательной теории и практики. Их возникновение связывают с древним миром. Так, в Древней Греции, в Афинах, дети учились у граммати ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru