Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.
Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому.
Связная речь не формируется стихийно, это «продукт» длительной работы, с одной стороны, социальной окружающей среды, а с другой целенаправленного обучения. Не даром множество работ ведущих специалистов, как в педагогике, так и в психологии и лингвистике посвящены данной проблеме (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Т.А. Ладыженская, А.М. Бородич и др.)
Развитие связной монологической речи относиться к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Особенно актуальна эта задача, учитывая интеграционные процессы в современном обществе. Правильная, чистая и логически стройная связная речь – это путь к успешной социализации детей с речевой патологией.
Описательная речь является одним из базовых компонентов в составлении связных высказываний и текстов, и именно он, как показывает опыт обучении детей с ОНР, оказывается наиболее несформированным (В.П. Глухов, Т.Б. Филичева, В.К. Воробьева и др.). Безусловно, нельзя не отметить влияние занятий по развитию речи, обучению рассказыванию на формирование психических процессов и познавательных способностей. Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение.
Не смотря на разработанность данной проблемы, она остается актуальна и требует разработки новых, более эффективных методов, средств и форм организации работы по формированию связной речи.
Таким образом, объектом исследования является описательная речь детей среднего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования: содержание логопедической работы направленной на развитие формирование описательной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования:
Знание особенностей описательной речи дошкольников с ОНР и использование в работе индивидуального и дифференцированного подхода позволит применить наиболее эффективный комплекс занятий, который будет способствовать оптимизации процесса формирования описательной речи у дошкольников с ОНР.
Цель исследования: сформировать элементы описательной речи у дошкольников с ОНР.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по данной проблеме исследования и организовать экспериментальное изучение особенностей описательной речи дошкольников с ОНР.
2. Определить особенности описательной речи дошкольников среднего возраста с ОНР.
3. В результате экспериментального изучения разработать и модифицировать с учетом индивидуальных оценочных профилей и групп детей приемы для развития связной речи.
4. Составить комплекс логопедических занятий, направленных на развитие формирование описательной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР.
5. В ходе экспериментального обучения проверить целесообразность и успешность применения тех или иных приемов.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым – изучение медицинской и психолого-педагогической документации на детей; наблюдение за детьми; констатирующий и формирующий эксперименты; процесс обучения и воспитания по разработанным конспектам занятий; контроль за эффективностью проводимых коррекционно-развивающих мероприятий и оценка их результатов, качественный и количественный анализ.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют более полно и разносторонне посмотреть на проблему формирования элементов описательной речи у детей с ОНР.
Практическая значимость исследования заключается в составлении комплекса логопедических занятий для детей среднего дошкольного возраста с учетом индивидуальных «оценочных» профилей и, что, в конечном счете, позволит оптимизировать процесс формирования описательной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.
Организация исследования. Экспериментальной базой служило муниципальное дошкольное учреждение (МДОУ) компенсирующего вида № 321 октябрьского района города Красноярска. Исследование проводилось в три этапа:
I этап (11.09. по 6.10.2006 года) – подготовительный этап, включавшего предварительное психолого-логопедическое изучение детей (констатирующий эксперимент) и разработка на основе полученных данных специального комплекса логопедических занятий.
II этап (9.10. по 1.12.2006) – основной этап, проведение коррекционных занятий по формированию описательной речи (формирующий эксперимент).
III этап (4.12 по 15.12.2006) – заключительный этап, проведение контрольного эксперимента и анализ полученных данных.
В эксперименте принимали участие дети среднего дошкольного возраста, имеющие диагноз общее недоразвитие речи, в количестве 20 человек.
Это интересно:
Анализ результатов коррекции моторики речи у младших школьников с
нарушением интеллекта
Контрольный эксперимент проходил в феврале 2011 года по диагностической методике подробно представленной нами в параграфе 3.1. Результаты обследования мы представили в протоколе №2 (таблицы 5, 6) и диаграммах (рис. 4, 5). Протокол оценки состояния развития речевой моторики у младших школьников на к ...
Формирующий этап опытно-экспериментальной работы
Практическая реализация активных методов, направленных на стимулирование познавательной активности младших школьников На основе выдвинутой нами гипотезы с учётом результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы был разработан и проведён формирующий этап. Цель формирующего этапа опы ...
Использование компьютерных программ на уроках русского языка и литературы в
школе
Компьютер проник во все сферы человеческой деятельности, в том числе в школьную жизнь. Но вместе с тем у учителей возникло множество вопросов. Как с помощью компьютера представить на уроке материалы? Может ли учитель сам с помощью компьютера создавать дидактический материал, если накоплено много те ...