Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Как указывается в источниках многих авторов (Н.А. Головань, М.С. Лаврик, Л.П. Федоренко и др.) для успешного овладения монологической речью необходимы следующие условия:
1. формирование специальных мотивов, потребности в употреблении монологических высказываний;
2. сформированность различных видов контроля и самоконтроля;
3. усвоение соответствующих синтаксических средств построения развернутого сообщения.
Овладение монологической речью, построением развернутых связных высказываний становиться возможным с возникновением регулирующей, планирующей функций речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.). исследования авторов показали, что дети старшего дошкольного возраста способны овладеть навыками планирования монологических высказываний.
По мнению, В.П. Глухова, применение навыков построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию. Автор отмечает, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи.
А.В. Запорожец, сравнивая речь среднего и младшего дошкольника, отмечал, что и по содержанию, и по своему строению речь первого сложнее. Ребенок пятого года жизни расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше. Начинается активное употребление определений. Вместе с тем в речи ребенка пятого года жизни сохраняются черты предыдущего этапа развития: в рассказывании ребенок часто пользуется указательными местоимениями «этот», «там»; встречаются и самые разнообразные ошибки в звуковом оформлении высказывания.
У детей с общим недоразвитием речи не сформировано не одно, а несколько звеньев единой языковой системы. Описывая особенности речевых проявлений у детей с общим недоразвитием речи, Т.Б. Филичева отмечает, что в настоящее время принято выделять четыре уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР. Но мы охарактеризуем речь детей с третьим уровнем речевого развития, так как именно эта категория детей принимала участие в нашем эксперименте. У них в пятилетнем возрасте словарный запас составляет примерно 2,5 – 3 тысячи слов. В нем отсутствуют или же употребляются в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие название предметов, объектов, действий, их признаки.
Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Л.С. Волкова и многие другие авторы выделяют наиболее характерные лексические трудности, которые касаются знания и называния:
· частей предметов и объектов;
· глаголов, выражающих уточненность действий;
· приставочных глаголов;
· антонимов;
· относительных прилагательных.
В грамматическом строе распространены ошибки:
· в употреблении предлогов (в, к, с, из-под, между, через, над);
· в согласовании различных частей речи;
· в построении предложений.
В фонетическом плане дети:
· невнятно произносят 10-12 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие – твердые, звонкие – глухие, а тек же звуки С-Ш, З-Ж, ТЬ-Ч, СЬ-Щ, Л-Р и т.д;
· искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов;
· не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, некоторые звуковые и слоговые сочетания.
В связной речи отражаются, естественно все перечисленные особенности. Как указывала Т.А. Ткаченко, развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.
Это интересно:
Теоретические основы формирования математических представлений детей
старшего дошкольного возраста
Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. Предшественником ее как науки было устное народное творчество. Различные считалки, поговорки, пословиц, загадки, сказки и шутки приобщили детей к счету, формировали п ...
Особенности развития координации движений у детей 6-7 лет
Как мы уже выяснили, координация движений – это двигательная способность, которая развивается посредством самих движений. И чем большим запасом двигательных навыков обладает ребенок, тем богаче будет его двигательный опыт и шире база для овладения новыми формами двигательной деятельности. Нам извес ...
Особенности проявления нравственно-экономической воспитанности у детей 6-7
лет
Изучение особенностей проявления нравственно-экономической воспитанности у детей подготовительной группы позволило выявить, что 13% детей проявляют бережное отношение к своим вещам, при просьбе других детей поиграть с их игрушкой, выдвигают требования: "Сильно не нагружайте!" (Рома Д.). 3 ...