Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Формирование связной речи в онто- и дизонтогенезе

Страница 2

Как указывается в источниках многих авторов (Н.А. Головань, М.С. Лаврик, Л.П. Федоренко и др.) для успешного овладения монологической речью необходимы следующие условия:

1. формирование специальных мотивов, потребности в употреблении монологических высказываний;

2. сформированность различных видов контроля и самоконтроля;

3. усвоение соответствующих синтаксических средств построения развернутого сообщения.

Овладение монологической речью, построением развернутых связных высказываний становиться возможным с возникновением регулирующей, планирующей функций речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.). исследования авторов показали, что дети старшего дошкольного возраста способны овладеть навыками планирования монологических высказываний.

По мнению, В.П. Глухова, применение навыков построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию. Автор отмечает, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи.

А.В. Запорожец, сравнивая речь среднего и младшего дошкольника, отмечал, что и по содержанию, и по своему строению речь первого сложнее. Ребенок пятого года жизни расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше. Начинается активное употребление определений. Вместе с тем в речи ребенка пятого года жизни сохраняются черты предыдущего этапа развития: в рассказывании ребенок часто пользуется указательными местоимениями «этот», «там»; встречаются и самые разнообразные ошибки в звуковом оформлении высказывания.

У детей с общим недоразвитием речи не сформировано не одно, а несколько звеньев единой языковой системы. Описывая особенности речевых проявлений у детей с общим недоразвитием речи, Т.Б. Филичева отмечает, что в настоящее время принято выделять четыре уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР. Но мы охарактеризуем речь детей с третьим уровнем речевого развития, так как именно эта категория детей принимала участие в нашем эксперименте. У них в пятилетнем возрасте словарный запас составляет примерно 2,5 – 3 тысячи слов. В нем отсутствуют или же употребляются в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие название предметов, объектов, действий, их признаки.

Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Л.С. Волкова и многие другие авторы выделяют наиболее характерные лексические трудности, которые касаются знания и называния:

· частей предметов и объектов;

· глаголов, выражающих уточненность действий;

· приставочных глаголов;

· антонимов;

· относительных прилагательных.

В грамматическом строе распространены ошибки:

· в употреблении предлогов (в, к, с, из-под, между, через, над);

· в согласовании различных частей речи;

· в построении предложений.

В фонетическом плане дети:

· невнятно произносят 10-12 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие – твердые, звонкие – глухие, а тек же звуки С-Ш, З-Ж, ТЬ-Ч, СЬ-Щ, Л-Р и т.д;

· искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов;

· не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, некоторые звуковые и слоговые сочетания.

В связной речи отражаются, естественно все перечисленные особенности. Как указывала Т.А. Ткаченко, развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Особенности развития самостоятельности экономистов в реальной практике обучения
Для определения сущностных характеристик исследуемой проблемы категория самостоятельности была рассмотрена с нескольких позиций: как качество личности и объективная необходимость жизни и деятельности человека в обществе с позиций его отношения к самому себе (Аристотель, Сократ, В.-Ф. Гегель, И. Кан ...

Содержание работы учителя по использованию средств массовой информации с целью формирования любознательности, организованности, положительного отношения к искусству
Перед опытно- экспериментальной работой, проводились внеклассные мероприятия на основе телевизионных передач, библиотечно-библиографические уроки, беседы с родителями и детьми, тестирования, анкетирования, классные часы. Эксперимент по использованию средств массовой информации в воспитании младших ...

Организационно – педагогические условия развития самостоятельности
Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru