Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Использование методов воспитания в учебно-воспитательном процессе с учащимися 5 класса

Педагогика и воспитание » Использование педагогических методов в процессе музыкального воспитания школьника » Использование методов воспитания в учебно-воспитательном процессе с учащимися 5 класса

Страница 1

План-конспект урока музыки в 5 классе.

Тема четверти: Что было бы с музыкой, если бы не было литературы.

Тип урока: Урок углубление в тему.

Художественно-педагогическая задача: Познакомить с творчеством Г.Свиридова, формировать духовный мир детей на основе родной культуры.

Музыкальный материал: Г.Свиридов «Поэма памяти Сергея Есенина» №2 «Поет зима - аукает»; муз. М. Таривирдиев сл. Н. Добронравов «Маленький принц»; муз. Добрынин сл. Л. Дербенева «Хочу все знать».

Дополнительный материал: портрет Г. Свиридова, картинка зимы

Задачи, музыкальный материал.

Ход урока.

1.Организационный момент. Ввести детей в атмосферу урока.

2. Пение. «Маленький принц».

Муз. М.Таривердиев, сл. Н.Добронравова.

Познакомить детей с песней. Ввести в образ песни. Разучить первый куплет.

3.«Хочу все знать».

Эмоционально-образое исполнение песни.

4. Подведение итогов урока.

Проверить степень усвоения темы.

-Здравствуйте! Сегодня тема урока «Что было бы с музыкой, если бы не было литературы». Мы познакомимся с «Поэмой Сергея Есенина», созданной одним из ярких художников нашей современности Георгием Васильевичем Свиридовым. Особое значение в творчестве композитора имеет тема Родины. Творчество Свиридова крепкими узами связано с поэзией, как классикой, так и современной. Это – Пушкин и Лермонтов, поэты-декабристы и Некрасов, Бернс и Шекспир, Блок и Есенин, поэты нашего времени Твардовский, Исаковский. Поэзию композитор понимал глубоко и тонко. Он умеет подметить особенности индивидуальности каждого художника слова, а затем верно и ярко воплотить в музыке образы и настроения поэтического текста.

История возникновения «Поэмы памяти Сергея Есенина» началась с увлечения стихами Есенина. Отсюда возник замысел камерно-вокального цикла, реализовавшийся в «Поэму памяти Сергея Есенина». Эта поэма сочинялась композитором очень вдохновенно, с большим увлечением и была завершена (все десять номеров) в течение двух недель. А эпиграфом к поэме Свиридов взял такие Есенинские строки: …более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла.

Выделив в качестве основой темы, «любовь к родному краю», Свиридов именно сквозь призму этой темы рисует и самого Есенина – большого и прекрасного русского поэта, «крестьянского сына» неразрывно связанного с народом, с землею, с Родиной-Русью.

Мы сегодня познакомимся с произведение, которое в «Поэме памяти Сергея Есенина» находится под №2 «Поет зима, аукает». Я сейчас прочитаю вам стихотворение Есенина «Поет зима, аукает ». послушайте внимательно и попробуйте представить картину зимней природы. (читаю стихотворение)

- Образ зимы очень ярко показан в стихотворении С.Есенина. Зима – это бескрайняя снежная равнина, и звон бубенцов мчащейся тройки, и завывание метели, и безмолвный, скованный морозом лес. Стихотворение Есенина передает различные звуки зимы, ее своеобразную музыку. На музыкальность образов указывают уже самые первые строки стихотворения: Поет зима, аукает

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Холод, метель, вьюга – все по-своему «поет, аукает», играет свою зимнюю симфонию суровому холоду, кажется заполнившему весь мир, противопоставлены «малым пташкам, прижавшимся у окна». Это – конкретный образ, живой и теплый, близкий чувствам самого поэта. Случайно ли, что, обращаясь к этому стихотворению, Г.Свиридов увидел в нем возможности именно хорового претворения.

Слушая музыку «Поэмы памяти Сергея Есенина» мы убеждаемся, как необходима для достоверной передачи образа эта хоровая разноголосица, в которой отчетливо выражены и шум ветра, и сила вьюги, и весь суровый, лишенный малейшего тепла зимний мир. А в партии оркестра так ярко и зримо передается непрерывное движение, кружение зимней метели.

- А сейчас послушайте внимательно произведение и попробуйте уловить тонкости Есенинской поэзии в музыке. (слушают)

- Следует заметить, что само слово «поэма» пришло из литературы.

- На сочинение «Поэмы памяти Сергея Есенина» Г.Свиридова вдохновили стихи С.Есенина, а другого советского композитора М.Таривердиева на создание замечательной песни «Маленький принц» вдохновила сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». В этой чудесной сказке повествуется о маленьком мальчике-принце далекой крошечной планеты, о его жизни, мечтах, и о том, как он однажды отправился в путешествие, посетил и нашу планету. Его путь стал не только путешествием во времени и пространстве; этот путь принес ему знание самых важных на свете вещей: что такое истинная любовь и истинная дружба, что такое ответственность за другое живое существо, и что именно все это составляет главное богатство жизни, а вовсе не деньги и не власть. Эта песня о мечтах человека, о возвышенных стремлениях.

- Послушайте внимательно песню и постарайтесь запомнить, о чем она. (исполняю)

Дети пересказывают содержание песни.

- А сейчас давайте разучим первый куплет. (разучиваю по фразам, затем соединяю куплет)

- Ребята, что бы создать хорошее настроение, я предлагаю вам вспомнить песню «Хочу все знать». Встаньте и постарайтесь исполнить ее радостно, ведь песня веселая, как на концерте. (исполняют песню)

-С творчеством какого композитора вы сегодня познакомились?

Г.В. Свиридова.

-Какое произведение он написал?

«Поэма памяти Сергея Есенина»

-Молодцы. Вы все сегодня работали хорошо!

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Использование социально-психологического тренинга для формирования навыков общения дошкольников с ЗПР
Социально-психологический тренинг это теория и практика группового психокоррекционного или психотерапевтического воздействия на людей, рассчитанного на избавление их от каких-либо проблем психологического характера, исправления поведения или улучшения состояния здоровья. Участники СПТ во время заня ...

Нарушение процесса письма
Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких специфических ошибках, обусловленное нарушением высших психических функций. Дисграфические расстройства у детей выражаются различно: от отдельных затруднений при письме до полной невозможности овладеть этим навыком. В качестве ...

Понятия «творчество» и «творческие способности»
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рис ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru