Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Как видим по полученным результатам, отраженным в Таблице 4 средний балл оценки усвоения знаний младшими школьниками составил 3,4 – это не высокий показатель.
Проанализируем по некоторым показателям оценки усвоения знаний представляющие на наш взгляд наибольший интерес.
Так, первый показатель усвоения знаний, «вывод из информации» умеет получить от главной мысли до конкретного завершения только 5(28,4%) младших школьников. Практически совсем не умеют делать выводы 3(17,6%), остальные 9 (52,9%) справляются с этим с трудом, средний балл по этому показателю усвоения знаний – 3,3 балла, это показатель немного выше низкого.
«Испытывает непрерывную потребность в получении новых знаний» – всего 2(11,7%) младших школьников, 6(35,2%) – младших школьников периодически проявляют интерес к новым знаниям и остальные, больше половины младших школьников – 9(52,9) почти совсем не проявляют интереса к получению новых знаний, не из учебника.
Такой показатель оценки знаний, как «может охватить большой объем информации владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме» свойственен 3(17,6%). Владеют умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме – 4(23,5%) младших школьников, однако они не могут охватить большой объем информации и поэтому не могут в полном объеме использовать свои умения.
Овладевают материалом в том же объеме и порядке, в каком излагается в учебнике без всяких изменений в основном все младшие школьники. В случае изменения не испытывают трудности только 2(11,7%), остальные либо затрудняются, но потом овладевают материалом, совсем не понимает материал – 1(5,8%) младший школьник.
Из одной темы в другую легко переносят знания 3(17,6%) младших школьника, испытывают трудности 12(70,5%) – это больше половины класса, и совсем практически ни чего не усваивают и в связи с этим не понимают следующей темы – 2(11,7%) младших школьника.
В динамике уровень усвоения знаний младших школьников испытуемого класса представлен на Рисунке 4.
Рисунок 4 – Уровень усвоения знаний младших школьников испытуемого класса до эксперимента
И так, анализ оценки усвоения знаний в испытуемом классе показал очень низкие результаты по отдельным показателям, хотя общий уровень усвоения знаний в целом по классу средний.
Напрашивается вывод, что такой низкий результат получен из-за традиционных методов обучения, где преобладает объяснительно-иллюстративный метод. Главным действующим лицом на уроке является учитель, когда взаимоотношения на уроке выстраиваются и учитываются только в режиме «учитель – ученик», гораздо реже «ученик – учитель». И практически никогда «ученик – ученик»; «ученик – группа»; «группа – ученик».
На основе полученных данных всех методик исследования выводилась обобщенная оценка, и определялся уровень качества знаний младших школьников, который зависит от параметров:
познавательной самостоятельности;
успеваемости;
усвоения знаний.
На рисунке 5 представлены в сравнении все параметры качества знаний младших школьников.
Рисунок 5 – Параметры качества знаний младших школьников в сравнении
График, представленный на рисунке 5, доказывает, что качество знаний непосредственно зависит от данных параметров.
Уровень качества знаний в целом по классу, представлен в динамике на Рисунке 5.
Рисунок 6 – Уровень качества знаний младших школьников до эксперимента
Как видим из 6 рисунка, больше половины испытуемых младших школьников имеет средний уровень качества знаний. Это довольно таки низкий показатель для третьего класса по предмету «Окружающий мир».
У младших школьников с низким уровнем качества знаний активность на уроках ситуативная, часты отвлечения, предпочтение отдаётся задачам репродуктивного характера, со стереотипными действиями.
Это интересно:
Диалектика систем, процессов и методов воспитания
Диалектика систем воспитания в достаточной мере обнаруживает себя по четырем линиям развития диалектических противоположностей: общественная система воспитания – семейная система воспитания, единая система воспитания – разрозненная система воспитания, система отдельного (сословного) воспитания – си ...
Способы оценки качества обучения иностранному языку
Традиционная система оценки качества обучения иностранному языку не удовлетворяет на современном этапе развития школы её потребностям, т. к. часто травмирует психику ребёнка и влияет на его индивидуальную траекторию образования и развития. Выход из данной ситуации видится в адаптации системы оценив ...
Постановка
задачи исследования: цели, задачи, методы, процедуры
Целью практической части работы являлось исследования существующей в школьной практике системы воспитательной работы на уровне отдельных школ Октябрьского района города Красноярска. Для соответствующего исследования были использованы необходимые теоретические положения: базовые понятия воспитания ( ...