Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Понятия и классификация задержки психического развития

Страница 1

Понятие "задержка психического развития" употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерна незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.

Изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития началось в конце 50-х годов и широко развернулось в 60-70-е годы ХХ в. Это было обусловлено потребностями педагогической практики, поскольку в связи с переходом на новые, более усложненные учебные программы резко возросли образовательные проблемы у стойко неуспевающих школьников. Кроме того, развертыванию комплексного клинико-психолого-педагогического изучения детей этой категории способствовал накопленный к этому времени опыт дифференциальной диагностики, обобщен зарубежный опыт исследования и обучения школьников с данной патологией развития.

Изучение зарубежного опыта исследования детей с трудностями в обучении показало, что однозначной трактовки сущности и причин этих затруднений не существует. В США, Англии, Германии эта категория детей обозначалась как "дети с трудностями в обучении", "псевдо-нормальные", "отстающие в педагогическом отношении", "запоздавшие" "дети с нарушением поведения", "педагогически запущенные дети", "дети с минимальными повреждениями мозга".

В отечественной специальной литературе для обозначения подобных состояний использовались термины "дети с пониженным общим развитием и недостаточностью отдельных функций" (И.Борисов ) переходные формы между нормой и дефективностью, "субнормальные" дети (А.И.Граборов), "слабоодаренные" дети (В.П.Кащенко, Г.В.Мурашов), "умственно недоразвитые" находящиеся между дебилами и нормальными детьми (П.П.Блонский). Термины "задержка темпа психического развития", "задержка психического развития" были предложены Г.Е.Сухаревой.

Отечественные исследователи изучая детей этой категории, выявили среди неуспевающих младших школьников учащихся, неуспеваемость и особенности поведения которых давали основания считать их умственно отсталыми. Эти ученики были объединены в особую категорию. В ходе дальнейших исследований Т.А.Власовой и М.С.Певзнер выделили две наиболее многочисленные группы и охарактеризовали их как детей с психическим инфантилизмом.

К первой группе они относили детей с нарушенным темпом физического и умственного развития. Исследователи считали, что задержка их развития вызвана медленным темпом созревания лобной области коры головного мозга и ее связей с другими областями коры и подкорки. Такие дети уступали сверстникам в физическом развитии, отличались инфантилизмом в познавательной деятельности и в волевой сфере, с трудом включались в учебную деятельность, отличались быстрой утомляемостью и низкой работоспособностью.

Ко второй группе относились учащиеся с функциональными расстройствами психической деятельности (цереброастеническими состояниями), которые чаще всего являются следствием мозговых травм. Для этих детей характерна слабость основных нервных процессов, но при этом глубоких нарушений познавательной деятельности у них нет и в периоды хорошего состояния они добиваются довольно высоких результатов в учебе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Особенности применения дидактических игр при обобщении знаний учащихся
На этапе обобщения знаний целесообразно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры. При обобщении темы “Нумерация чисел в пределах 20” можно предложить следующую ситуацию. Класс отправляется на луг ловить бабочек. Начинается игра “Поймай ба ...

Стиховедческие методические аспекты изучения лирики в школе
Лирика как литературный род противостоит эпосу, и драматургии, поэтому при ее анализе следует в высшей степени учитывать родовую специфику. Если эпос и драма воспроизводят человеческое бытие, объективную сторону жизни, то лирика – человеческое сознание и подсознание, субъективный момент. Эпос и дра ...

Проект занятий, развивающих самостоятельность, будущих экономистов
Педагогический эксперимент, в котором приняли участие 106 студентов 1-2-х курсов. Опытно-экспериментальная работа с целью проверки теоретической модели формирования учебной самостоятельности будущих экономистов в процессе обучения иностранному языку состояла из трех этапов: констатирующего, формиру ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru