Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Сад: садовник, садик, садить, садовник.
5) чтение слов с одинаковыми суффиксами и приставками
ок: сынок, ветерок, грибок, дубок, лесок.
ист: фигурист, журналист, гитарист.
По: побежать, поговорить, подумать.
Пере: переписать, перешить, переехать.
6) работа с рифмованными текстами:
Ты-ты-ты, ты-ты-ты, ноты, соты, тын, цветы.
Мы-мы-мы, мы-мы-мы, мамы, темы, мыс, умы.
Бы-бы-бы, бы-бы-бы, губы, зубы, быт, дубы.
Ды-ды-ды, ды-ды-ды, виды, воды, дым, сады.
Подобные упражнения обеспечивают довольно высокий уровень мыслительной активности ребят в процессе обучения чтению.
Для формирования беглости чтения, так же как и любого другого его качества, важна многократность упражнений в самом чтении. Для этой цели каждое повторное чтение сопровождалось различными заданиями:
-чтение по абзацам на основе указаний учителя,
-чтение с эстафетой,
-выборочное чтение,
-воображаемая и подлинная запись читаемого текста на магнитофон.
Для работы с детьми по формированию навыков чтения нами были разработаны и использованы различные игровые приемы. Все представленные ниже задания носят непринужденный игровой характер:
1. Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д.
Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих упражнений.
2. Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке.
Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование.
3. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот.
Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.
4. Чтение только второй половины слов: при чтении игнорируется первая половина слова (граница определяется на глаз) и озвучивается только последняя.
Это упражнение акцентирует для ребенка конец слова как существенную его часть. Формирует навык побуквенного анализа.
5. Чтение “зашумленных” слов: ребенку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, простых рисунков, пересекающих буквы. Степень затруднения подбирается индивидуально для каждого ребенка. (Приложение 3)
Это упражнение закрепляет в памяти целостные образы букв.
6. Чтение пунктирно написанных слов: предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а пунктирной линией. Степень разрушения букв может постепенно увеличиваться.
7. Чтение наложенных друг на друга слов: слова на карточках написаны так, что одно слово нагромождается на другое, пересекается с ним. Количество смешанных слов и плотность их наложения может увеличиваться.
8. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной: чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны.
9. Чтение строчек с прикрытой верхней половиной: упражнение аналогично первому, только прикрывается верхняя часть строчки.
В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что ребенок может заметить, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!
Это интересно:
Возрастные особенности личности младшего школьника
В нашей исследовательской работе мы рассмотрим развитие младших школьников в целом и специфику проявления их индивидуально-личностных и возрастных особенностей. Подласый И.П. считает, что к 6 годам ребёнок в основном готов к систематическому школьному обучению. О нём можно говорить уже как о личнос ...
Врожденные аномалия развития глотки и предпосылки их возникновения
При нарушении развития плода отдельные элементы, формирующие глотку и лицо, срастаются неполно или вообще не срастаются. Возможны частичное отсутствие мягкого или твердого неба, щели в небных дужках или мягком небе, расщепление язычка по средней линии. В области грушевидных карманов, реже в области ...
Личностный фактор в системе теоретической педагогики
Среди множества педагогических проблем по степени значимости выделяется одна — проблема объекта и предмета педагогики как науки. В ее решении заложен ответ на вопрос о месте Человека, личностного фактора в системе теоретического знания, направляющего практику воспитания. Понятия "объект" ...