Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
ли-шли — наш-ли; та-ста — ста-ли; во-дво — дво-ре; ко-кор — корм;
3) т-ть, ит-ить, сит-сить, но-сит — носить.
Перед текстом «На ферме» выполняется следующее упражнение:
а-ла-фла — флаг о-ло-фло — флот о-но-мно — мно-го
Прочитывая данные строки, ученик повторяет весь процесс образования слова путем наращивания букв в слогах
Если позволял материал текста, из рассказа выделялась группа слов, в которой слоги со стечением согласных можно получить путем наращивания второго согласного к одному и тому же звуку.
Например, из текста о зиме берутся слова: снежки, снегопад, специальный, скорый, скользко, случилось Материал в таблице группируется:
с-не-сне — снеж-ки — снежки
с-не-сне — сне-го-пад
с-пе-спе — спе-ци-аль-ный
с-ко-ско — скольз-ко
с-ко-ско — ско-рый — скорый
с-лу-слу — слу-чи-лось
Ученики прочитывают, следя за указкой, согласную букву, потом слог, включающий эту букву, затем читают слово по слогам, а некоторые слова — целым словом.
Важно учить умственно отсталых школьников внимательно вглядываться в каждую часть слова. С этой целью учащимся предлагалась группа упражнений «Кто самый внимательный».
Например, при работе с текстом «Говорящий флажок» заранее прочитывались такие слова:
флажок говорит работа работай
флажки говорящий рабочие работает
флажков говорящие рабочему работают
разговаривает рабочий
Чтение столбиков слов проводилось как игра по рядам, с оцениванием выполнение задания соответствующим количеством баллов каждому ряду.
Второй вариант этого упражнения — чтение слов, сходных по звуковому составу, но отличающихся одной или несколькими буквами, либо порядком их расположения.
Группу таких слов проще выделить из стихотворного текста, например из стихотворения «Что говорят двери»: дверь — поверь, на коне—на мне .
Если же в тексте не было группы таких слов, проводилось это упражнение на произвольно подобранном материале, в основу которого взять все же слова из текста, например: стать — спать — опять («На льдине»).
Для проведения речевой зарядки необходимы определенные наглядные пособия и прежде всего таблицы. Изготовление постоянных таблиц требует большой затраты времени. Удобней сделать планшетку в виде наборного полотна с четырьмя-пятью рядами пазов, куда вставляются карточки с буквами, слогами и словами, накопление которых идет из урока в урок. Другой вариант - на фланелеграфе, когда обратная сторона карточек делается из бархатной бумаги, легко удерживающей их на полотне из фланели, или на магнитной доске.
Предварительные упражнения в правильном чтении решали задачу совершенствования произносительных навыков, поскольку прочтение слогов и слов предполагает четкость их артикулирования. Однако данные упражнения прежде всего готовят детей к правильному прочтению слов текста.
Наиболее оптимальным для проведения подобного рода упражнений является тот этап урока, который непосредственно предшествует чтению текста самими детьми. Содержание произведения им уже знакомо из чтения учителя.
Например, при чтении стихотворения И. Сурикова «Зима» для упражнения слова группировать таким образом:
при-на-крыл-ся не-про-буд-но
кру-жит-ся пе-ле-но-ю
Учитель читал слова и объяснял их значение, привлекая к объяснению детей. Далее написанное читали ученики, индивидуально и хором.
Слова прочитывались учениками каждого ряда «на соревнование». Подсчитывается количество правильно прочитанных слов.
белый |
снегом |
солнце |
на землю |
поле |
мало |
тихо |
стали |
зима |
Это интересно:
Подбор упражнений, составление комплексов
В содержание утренней гимнастики вводятся, как правило, упражнения, предварительно разученные с детьми на занятиях, или несложные упражнения, не требующие продолжительного разучивания. На утренней гимнастике дети упражняются в движениях. Но для того чтобы упражнения оказали на ребенка желаемое влия ...
Методы, приемы формирования гуманистических отношений
в коллективе у младших школьников
Специальных методов, организационных форм воспитания гуманистических отношений не существует. Воспитатель-гуманист пользуется всеми уже известными нам средствами классической педагогики. Но они трансформированы, преобразованы в соответствии с новыми целями и задачами воспитания. Главное, что изменя ...
Методические рекомендации по проведению вводного инструктажа
Мастер должен отдавать себе отчет, прежде всего в том, что при изучении тем, связанных с усвоением учащимися каких-то приемов или отдельных операций по ремонту системы охлаждения, необходимо решить следующие дидактические задачи. Подготовить учащихся к сознательному выполнению заданной работы наибо ...