Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Выдвинутое нами положение об искусстве как о средстве нравственного воспитания детей дошкольного возраста, позволяет сформулировать цель констатирующего этапа эксперимента, которая состоит в определении уровня нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия литературных произведений. Данный этап экспериментального исследования носил диагностический характер.
Формы морали дошкольники усваивают, прежде всего, в форме нравственных представлений. Однако, являясь образцами должного поведения, эти представления не всегда способствуют развитию произвольности поведения. Они начинают управлять – действиями и поступками, лишь неразрывно соединяясь в опыте ребенка с эмоциональным отношением к нравственным ситуациям.
На первом этапе констатирующего эксперимента изучали наличие нравственных ценностей путем опроса детей подготовительной группы.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить следующие категории в нравственном сознании: добро-зло, честность-лживость, милосердие-равнодушие, дружба-вражда.
Первый этап заключался в том, что мы попросили старших дошкольников пояснить, как они понимают предъявленные им слова. В эксперименте участвовало 10 детей подготовительной группы. Опрос проводился индивидуально.
Объяснили полно все понятия 3 человека, не все понятия объяснили 5 человек, не полно отдельные понятия объяснили 1 человек, отказались это делать 1 человек.
Итак, дошкольникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «честность», и труднее, «милосердие», «мудрость».
Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».
Зло дети толковали как связанную с действием - «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся», с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»), или просто эмоциональную оценку явления: «это плохо».
Добро в представлении отвечающих - «когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый», «это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают», «это когда никто не дерется», «никого не обижают». Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось.
Так все категории описать
Второй этап констатирующего эксперимента, состоял в том, что мы проводили опрос среди дошкольников, какие из перечисленных категорий они могут проилюстрировать посредством сказки, пословицы, рассказа.
Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что всех детей участвующих в экспериментальной работе можно распределить на три уровня по знаниям.
Уровни информированности дошкольников в нравственной сфере.
Высокий уровень: |
широта представлений о наиболее значимых нравственных явлениях и степень сформированности важнейших понятий в этой области. Ребенок активно перечисляет сказки, пословицы, рассказы, знает какому народу, автору они принадлежат. Искреннее проявление разнообразных чувств по отношению к другим людям и окружающей среде (доброжелательность к товарищу, доброту, отзывчивость) |
Средний уровень: |
узость представлений о наиболее значимых нравственных явлениях и степени сформированности важнейших понятий в этой области. Ребенок рассказывает сказку, рассказ не зная автора, знает пословицы, но не знает какому народу принадлежит, не всегда могут определить ценностные качества игры, правила игры рассказывает с помощью экспериментатора |
Низкий уровень: |
очень неоднозначные, некоторое отсутствие, представления о наиболее значимых нравственных явлениях и степень сформированности важнейших понятий в этой области. Отказывается выполнять задание. |
Это интересно:
Реализация эффективных приемов обучения грамматике на среднем этапе
Любой навык формируется упражнениями. Типы грамматических упражнений определяются целевой установкой. Продуктивные упражнения тренируют определенные действия по выбору модели предложения или по его структурированию в связи с замыслом отправителя речи. Рецептивные упражнения направлены на узнавание ...
Критерии оценки общего состояния организма школьника
Средствами физического воспитания можно значительно укрепить сердечно - сосудистую, дыхательную и мышечную системы. Мощность этих систем, через систему кровообращения, активизирует обменные процессы в организме при выполнении физических упражнений и способствует выведению продуктов обмена после их ...
Направления и содержание деятельности методической службы
Направления и содержание деятельности методической службы охватывает тот круг проблем, которые связаны со спецификой педагогической работы с детьми в сфере дополнительного образования. Основные направления деятельности методической службы учреждения дополнительного образования детей продиктованы со ...