Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Характерной чертой народной педагогики Дагестана является ее направленность на духовно-нравственное развитие личности. Дагестанский народ в процессе своего исторического развития накопил богатейший социальный, житейский, педагогический опыт, самобытную духовно-нравственную культуру, нашедшую свое отражение в своеобразном моральном кодексе жителей гор - намусе. Являясь обобщением обычаев и традиций, намус когда-то пронизывал все стороны горской жизни. Он не только учил, наставлял и регламентировал поведение горца, но и требовал сохранения нравственных и гуманистических принципов в отношениях между всеми дагестанскими народами и каждого горца в отдельности.
У горцев Дагестана за долгие века выработались своеобразные правила поведения. Уважение старшего считается в Дагестане вторым и наиболее значимым после обычая гостеприимства. Горец считал своим священным долгом чтить старшего по возрасту. В почитании старших ярко проявляется признание авторитета человека, много прожившего, много испытавшего и способного многому научить. Кодекс горских законов сурово осуждал лживость и воровство. В дагестанских адатах предусмотрено все до мелочей: сел на чужого коня - штраф в четыре овцы, распахал борозду общественной земли - две овцы в пользу села, за кражу одного снопа зерновых взыскивался четырехгодовалый бык. Джамаат и общественность бдительно следили за тем, как горцы соблюдают установленные нормы и правила поведения. Отступление от них рассматривалось как потеря намуса - совести, что неминуемо влекло за собой всеобщее порицание земляков. «Садись хоть криво, но говори правду» - таково требование намуса. Говори правду, если даже она против тебя - требование, бывшее нравственной нормой поведения горца.
Решающим условием успеха обучения и воспитания считалось раннее приобщение детей к умениям, посильному для их возраста труду. Не случайно народ поучал: «Знание, полученное в детскую пору, глубоко высеченная на камне надпись».
Завершая рассмотрение данного периода, следует отметить тот факт, что истоки первого (начального) этапа системы образования в Дагестане теряются в глубине веков, когда господствовал адат - общепринятые обычаи и правила поведения - исторически сложившееся народное право и адекватный ему моральный кодекс. Принимая во внимание распространение среди древних горцев (как и у других народов) определенных религиозных представлений, которые также регулировали общественные отношения, считаем, что правильнее говорить о том, что приобщение к образу жизни и стереотипу общественного поведения горцев (в данном случае термин «горец» подразумевает все дагестанские этносы) в этот период полностью определяли светско-конфессиональные элементы народной педагогики.
Напомним, что рассмотренный нами первый этап во многом основан на косвенных данных и носит умозрительный характер. Однако, несмотря на то, что у различных народов в различных регионах земного шара процессы разложения первобытнообщинного строя протекали по разному и хронологически не совпадали, в силу своей общей направленности они обусловили и общую закономерную сущность трансформации всемирного историко-педагогического процесса в условиях складывания цивилизации.
Говоря в целом, следует отметить, что «одновременно с возникновением речи завершается формирование социальной педагогики, ее первого и основного для всего будущего развития человечества направления – эмпирической социальной педагогики (выделено автором) – школы жизни общества», воздействующей самим «развитием общества и жизни людей в обществе самой жизнью в обществе. … На этапе перехода от варварства к цивилизации, связанного с возникновением письменности, происходит вторичная бифуркация социальной педагогики. От эмпирической, практической … социальной педагогики ответвляется самое мощное в дальнейшем образовательное направление – образование, образовательная социальная педагогика (выделено автором), превратившееся в цивилизованных обществах в основное ее направление – обучение и воспитание подрастающего поколения по всем сторонам жизни общества». Суммируя вышеизложенное и опираясь на материалы других исследований, можно выделить следующие характерные черты процесса эволюции традиционного воспитания (заложившего первый камень в фундамент будущей системы образования) на территории Дагестана в седой древности.
Человек современного типа и первая социальная организация (материнский род) появились одновременно – в эпоху верхнего палеолита. В отличие от первобытной орды предыдущего (мустьерского) периода, которая не обнаруживает даже простейшего половозрастного разделения общественных функций, теперь, в материнском роде, напротив, все эти функции достаточно ясно выражены: даже на загонную охоту идут только мужчины, тогда как женщины, дети, старики выполняют другие хозяйственные занятия (собирательство, рыболовство, устройство быта и жилья, обработка и хранение продуктов и т.п.). Различия функций, естественно, влекут за собой и различия в этапах социализации подрастающего поколения: необходима особая подготовка его к переходу из одной группы в другую, приготовление к будущим социальным ролям в мужской и женской группах, приобщение к коллективному опыту рода.
Это интересно:
Окислительные свойства гидросульфита натрия
Опыт 6. Окисление сульфата железа(П) гидросульфитом натрия Реактивы и оборудование: раствор гидросульфита натрия, 10%-ный раствор сульфата железа, раствор гексацианоферрата(И) калия; пробирки. Выполнение опыта. В пробирку с 3 мл раствора гидросульфита натрия постепенно добавляют бесцветный раствор ...
Использование АСТ-тестирования в качестве контроля сформированности
грамматических навыков студентов 2 курса колледжа
Теоретические положения, изложенные в предыдущих главах данной работы, были проверены на практике на уроках английского языка в педагогическом колледже. Целью опытного обучения являлась апробация разработанного теста на основе программы АСТ-тест в процессе контроля сформированности грамматических н ...
Понятие о мультимедийных
средствах обучения
Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа. В переводе с английского multimedia – многокомпонентная среда, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет о ...