Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Эволюция традиционного воспитания в Древнем Дагестане

Педагогика и воспитание » Эволюция традиционного воспитания в Древнем Дагестане

Страница 3

Разложение родовой общины на территории Дагестана, продолжавшееся с эпохи бронзы и раннего железа, привело еще в начале нашей эры к образованию территориальной, соседской общины, упрочившей свои позиции к рассматриваемому нами времени. В связи с этим следует заметить, что на территории Дагестана, начиная с эпохи ранней бронзы и албано-сарматского периода (начало II тыс. - IV в. до н.э.), с точки зрения формирования цивилизации, наблюдаются типологически сходные исторические процессы и события, отразившие социально-экономическое и культурно-историческое развитие местного общества, в частности: усиление культурных и торгово-обменных связей с сопредельными странами и в особенности с территориями, достигшими стадии цивилизации; развитие религиозно-идеологических представлений; имущественное и социальное расслоение; рост численности и плотности населения, появление крупных населенных пунктов и др. Принимая во внимание важность процесса урбанизации для перехода от варварства к цивилизации, «от племенного строя к государству», напомним, что в настоящее время в исторической науке сложились две точки зрения на время начала процесса возникновения древнего (раннего) города на территории Дагестана. Согласно первой из них, протогород формируется уже в скифское время (VII – IV вв. до н. э.) и к концу I тыс. до н. э. он превращается в город как таковой с «выразительными городоопределяющими признаками». Согласно другой - время «становления и развития первых городов приходится на албано-сарматский период (III в. до н. э. – III в. н. э.), на время вхождения значительной части Дагестана в состав Восточного Кавказа – Кавказской Албании.

Возвращаясь непосредственно к теме нашего исследования отметим, что в рассматриваемое время основу общественной структуры, особенно в горных районах с их террасным земледелием, составляла малая семья, что подтверждается наличием остатков многокамерных жилищ на поселениях того периода. Вместе с тем в ряде областей продолжала существовать и большая патриархальная семья. Масса общинников еще оставалась свободной. Особую привилегированную верхушку среди местного населения Дагестана составляли так называемые «цари», военачальники и другие лица управления.

В этот период первобытно-родовую организацию сменяет сложная система социальных общностей и институтов. Появившиеся господствующие группы населения (жрецы, «цари», старейшины) стремились отделить умственное образование от обучения занятиям, требующим физического труда. Для обучения зачаткам умственных знаний стали создавать специальные учреждения (школы, сегодня мы назвали бы их привилегированными, элитными), которые использовались для укрепления власти все тех же жрецов, «царей», старейшин. Организованное обучение и воспитание детей, проводимое в школах, становится все более уделом избранных – элиты. Первое прямое упоминание о школьном образовании у народов Восточного Кавказа мы находим в «Истории Албании» Мовсеса Каганкатуаци - рассмотрению этого вопроса посвящен следующий параграф.

Внесемейным, «общественным» занятиям и сопутствующим им «общественным» знаниям сопутствовали и новые формы внесемейной публичной подготовки, организацию которой принимает на себя зарождающийся институт школы. Она начинает по-новому строить процесс обучения и воспитания, т.е. те формы общественной жизни, которые в теперешней цивилизации выполняет современная школа.

Следует отметить, что влияние религии на образование было особенно значительным в период зарождения школьной формы обучения «как ведущего фактора цивилизации в преемственности, генерации достижений человеческой культуры. Школа возникла как форма обучения в жреческой касте. Поскольку религиозный текст органично входил в структуру обрядов, он способствовал возникновению веры людей в силу написанного слова. Религиозные тексты стали пробным камнем школьной дисциплины, на них оттачивался дидактический материал школы».

В связи с классовым расслоением общества возникает и неравенство возможностей в обучении и воспитании для детей разных социальных слоев, а дети рабов к школьному образованию вообще не допускались. В складывающихся государствах система образования в числе первых институтов подпадает под влияние государственной политики. Образование «используется как средство идеологического воздействия на население, участвует и в устройстве государственной власти. … Религиозное образование было необходимым условием формирования веры в предназначение, справедливость действий власти».

Анализируя историко-педагогический материал в соответствии с требованиями методологии современного научного исследования, С.М. Мамедов структурировал материал источников в контексте этнокультурных задач целеполагания современной концепции образовательной политики Дагестана. В этом аспекте и в разрезе нашей темы, автором, в частности, были условно выделены следующие общепедагогические ценности: представления дагестанских народов об образовании, духовно-нравственных ценностях, доминирующие традиции и ценности семейного и социального воспитания, этический кодекс горца и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Понятие исправления и перевоспитания осужденных
Любое наказание имеет вполне определенную и конкретную цель. Советская исправительно-трудовая педагогика в определении целей деятельности исправительно-трудовых учреждений исходит из того, что уголовное наказание не только карает за совершенное преступление, но имеет также целью исправление и перев ...

Методы, приемы и средства развития творческих способностей у младших школьников
Для развития творческих способностей необходимо приложить максимум усилий. Огромное значение имеет внутренняя самостоятельная работа. Каким же образом можно побудить ученика к такой деятельности? 1.Чтобы научить ребенка думать, открывать, изобретать, учитель сам должен очень много придумывать, откр ...

Методика проведения занятий по развитию образной речи в старшей группе
Кто нарисован на картинке? - спрашивает воспитательница. Девочка и утки, - отвечают дошкольники. Что делает девочка? Кормит уток. А что вы еще видите на картинке? Тут зависает безразмерная пауза. Воспитательница хочет многого: связной речи полными предложениями, образности, подробного, полного опис ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru