Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Проводимая в России реформа образования предполагает всесторонний учет социально-экономических и национальных особенностей развития каждого субъекта РФ и каждого народа, исследование его образовательных и воспитательных традиций. Знание этих особенностей в различные эпохи, их историко-педагогическая интерпретация позволят целостно и во многом по-новому осмыслить прошлое, настоящее и будущее системы образования.
В последние пятнадцать-двадцать лет активно дискутируется вопрос о преимуществах и необходимости светского и/или религиозного образования. По данному вопросу на сегодняшний день в РФ сложились две противоположные позиции. Сторонники одной из них не видят ничего противоестественного в преподавании религиозных дисциплин в светских учебных заведениях, в религиозном воспитании учащихся. Изучение религии для них означает приобщение к религии, обретение веры. Сторонники другой позиции настаивают на подлинно светском образовании, не формирующем ни религиозного, ни атеистического мировоззрения. При таком разбросе мнений весьма проблематично реализовать требования законов о свободе совести и об образовании.
Таким образом, сегодня нельзя с уверенностью сказать, что РФ имеет целостную, научно обоснованную концептуальную модель своей политики в сфере образования и воспитания. Российская модель светского и конфессионального образования пока еще находится в стадии формирования: не разработана четкая система приоритетов и ориентиров, нет идеологического стержня, без которого не могут существовать ни система образования, ни общество в целом.
Решение данной задачи требует глубокого исследования многих факторов – в том числе и исторических. Цель нашей работы состоит в том, чтобы проследить эволюцию процесса формирования институтов образования с момента их эмбрионального зарождения в первобытнообщинном строе. На этом этапе речь может идти, разумеется, только о традиционном воспитании, заложившем основы будущей школы.
Система традиционного воспитания в Дагестане прошла свойственный всем первобытным народам длительный и сложный путь исторического развития, охватывающий период от родового общества до времени разложения первобытного общества и разделения его на классы.
Изучение истории становления и развития системы образования в Дагестане позволило С.М. Мамедову выделить в этом процессе пять этапов: 1- доминирование адата – истоки этого периода теряются в глубине веков, а его завершение приходится на время становления в Дагестане арабо-мусульманской системы образования (IX - X вв.); 2 – доминирования арабо-мусульманской системы образования; 3 – период с 30-х годов XIX в. (начало активной военной колонизации Дагестана царизмом) до Октябрьской революции; 4 – период становления и развития советской школы до рубежа 80-90-х годов XX в.; начало 5-го этапа - последние десятилетия XX в. [1, с. 35-36]. Г.И. Магомедов и М.И. Шурпаева считают, что «хронологически и в свете происходивших коренных преобразований в системе образования Дагестана условно можно выделить три периода: дореволюционный (до 1917 г.), послереволюционный и 90-е годы XX в.».
Предложенные модели периодизации, на наш взгляд, нуждаются в существенной корректировке и дополнении, это не только даст возможность расширить хронологические рамки исследований, углубить их, но и позволит несколько отойти от «национально-дагестанской» истории педагогики и «вписать» ее во всемирный историко-педагогический процесс.
Прежде чем перейти к существу вопроса, мы должны предварить свое исследование тремя существенными замечаниями.
Первое – обучение и воспитание «дагестанских» детей (термин «дагестанские» применяется в нашей работе для обозначения населения как горной, так и предгорной и равнинной частей Дагестана) при первобытнообщинном строе характеризовалось чертами, свойственными другим первобытным народам и, поскольку этот первый этап основан на косвенных данных, он неизбежно носит умозрительный характер.
Второе - как известно, во всех общественных переменах сложившаяся система мировоззрения обнаруживает наибольшую устойчивость и консервативность при любых формационных (цивилизационных) сменах. Не удивительно поэтому, что наступление каждого следующего периода культурного процесса сопровождается продолжительным сосуществованием прежних и новых культурных элементов, в данном случае прежних и новых образовательных систем.
Третье – как и всякая другая, образовательная идеология предполагает определенные рамки и границы дозволенного. Вся история образования свидетельствует о том, что временами «эти рамки ужесточались или смягчались. Они были религиозными (табу), морально-нравственными (закон) (на наш взгляд морально-нравственные ограничительные нормы заслуживают скорее отнесения к обычаю, нежели к закону – С.М.) или рациональными (договор), но совсем обойтись без них не смело ни одно общество». В «варварский» и более поздние периоды истории Дагестана эти «рамки» определялись нормами обычного права той или иной общины, которые в более позднее время стали именовать адатами – адатным правом. В.О. Бобровников справедливо отмечает, что «большинство современных исследователей до сих пор смешивают в своих работах не относящиеся к праву бытовые обычаи и обряды с уголовными и гражданскими нормами адата и даже шариата». Таким образом сам термин «адат» был заимствован дагестанцами из арабского языка («обычай, привычка»), но фактически по своей природе это были доправовые бытовые обычаи и обряды, которые, согласно Ю.И. Семенову, постепенно превратились в право с возникновением государства.
Это интересно:
Элементы русской народной пляски
Простой хороводный шаг. Отличается от обычной ходьбы большей плавностью и устремленностью. Этим шагом дети водят хороводы. На первых занятиях учитель добивался от детей именно плавности движений. Шаг с притопом на месте. На “раз” дети делают шаг левой ногой на месте, ставя ее рядом с правой, на “дв ...
Педагогическое руководство театрализованными играми с детьми младшего
дошкольного возраста
Много полезных рекомендаций о приемах педагогического руководства театрализованными играми содержится в работах Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Л.С. Фурминой. Чтобы разобраться в сути предлагаемых приемов, следует иметь в виду те особенности, которые складываются при формальном отношении педагога ...
Пороговые значения показателей для оценки эффективности вузов и филиалов
Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования проводился в целях реализации Указа Президента РФ и по поручению Председателя Правительства РФ от 17 мая 2012 года. Мониторинг проводился с 15 августа по 15 сентября 2012 года. Государственные вузы ...