Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Эксперимент проводился на базе средних групп муниципального дошкольного учреждения (МДОУ) компенсирующего вида № 321 октябрьского района города Красноярска. Обследование детей проводилось в сроки с 11.09. по 6.10.2007 года. В результате подготовительного этапа, включавшего предварительное психолого-педагогическое изучение детей, была сформирована экспериментальная и контрольная группы из 20 дошкольников в возрасте 4,5 – 5 лет, имевших логопедическое заключение ПМПК: ОНР III уровень.
Целью данного исследования явилось изучение состояния описательной речи дошкольников с ОНР.
Задачи:
1. выявить и проанализировать особенности описательной речи дошкольников с ОНР;
2. дать характеристику описательных рассказов детей;
3. составить индивидуальные и групповые профили уровня сформированности описательной речи дошкольников.
Основными направлениями в изучении детей стали следующие:
1. Изучение медико-психологической литературы, содержащей анамнестические данные детей;
2. Общее речевое обследование всех сторон речи дошкольников;
3.Углубленное изучение описательной речи, так как по результатам первого обследования данный вид речи наиболее труден и менее сформирован у данной группы испытуемых.
В основу констатирующего эксперимента были положены элементы стандартизированной методики «Обследование состояния связной речи детей с ОНР» В.П. Глухова, т.к. в настоящее время она представляется наиболее объективной и удобной в использовании и обработке результатов.
В целях комплексного исследования описательной речи использовалась серия заданий, которая включала в себя:
1. Составление рассказа описания по картине из серии «Времена года», в частности изображение зимы.
2. Описание предметов:
а) игрушка - кукла
б) дикое животное – белка (муляж)
Для составления описательного рассказа детям предлагались модели предметов (игрушки) и картины, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов.
Ребенку предлагается в течение нескольких минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану.
Задание 1.
Вопросный план к сюжетной картине «Зима» включал следующие вопросы:
1. Какое время года изображено на картине?
2. По каким признакам ты узнал это время года?
3. Кто изображен на картине? Опиши их (во что одеты, чем заняты и др.)
Задание 2.
При описании куклы давалась следующая инструкция-указание: «Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; скажи, из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове» и т.п. Некоторым детям указывалась и последовательность отображения основных качеств предмета в рассказе-описании.
Задание 3.
Описание дикого животного строилось в определенной последовательности:
1. Как называется это животное?
2. Оно дикое или домашнее? Почему? Поясни свой ответ (где живет, как добывает себе пищу и др.)
3. Расскажи про него? (внешний вид: шерстка, части тела; на ощупь и др.)
В.П. Глухов рекомендует использовать следующие показатели при оценке сформированности навыков монологической речи:
- степень самостоятельности при выполнении задания
- уровень логико-смысловой организации речевого высказывания
Это интересно:
Особенности речевого развития младших школьников с нарушением интеллекта
Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка. В советской и зарубежной специальной литературе широко предст ...
Необходимость антинаркотического воспитания
При всей масштабности патологических сдвигов, происходящих в здоровье детско-подростковой популяции в связи с наркотизацией, этот процесс для многих работников школы, отвечающих за обучение и воспитание детей, остается "латентным", сопровождается определенной, во многом отстраненной позиц ...
Анализ постановки проблемы в
методической науке
Моделирование как учебное действие направлено на формирование умственных операций, необходимых для освоения правил построения и использования моделей в процессе научно-теоретического мышления. У.Е. Минтоном было обнаружено, что существенные признаки и связи, зафиксированные в модели, становятся наг ...