Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Хорошим примером для того как использовать театральный опыт для развития личностных качеств и коррекции агрессии детей может послужить курс «Творчество» в московской школе №666 под руководством Ю. Колчеева.
Курс «Творчество» нацелен не на то, чтобы научить детей приемам и методам театрального искусства, а на развитие в них личностных качеств, обогащение их духовного мира. Исходя из этого, строится программа курса для различных возрастных групп. Ее можно условно поделить на три раздела: «Гимнастика чувств», «Импровизированный метод существования» и «Драматургические опыты».
Раздел первый рассчитан на младших школьников.
В этот раздел входит большое количество упражнений, которые развивают:
Навыки рабочего состояния (организованность,, коллективность, законченность действий. Тренинг сосредоточенного и рассредоточенного внимания)
Зрительные восприятия и зрительную память – наблюдательность, воображение, фантазию, ориентацию в пространстве, ассоциативное мышление, действия в условиях вымысла, действия с реальными и вымышленными предметами.
Мышечное внимание – совершенствование мышечно-двигательных восприятий и памяти. Тренинг мысленных действий и темпоритма.
Физическое самочувствие – действие с воображаемым предметом – тренируется логическое мышление, последовательность, завершенность действий, память внутренних восприятий.
Владение техникой речи, дыхания, голосом
Способность различать разные подтексты в словесном воздействии
Артистическую смелость и характерность в индивидуальном занятии.
На начальном году обучения упор делается в основном на развивающие игры и упражнения по разделу «Гимнастика чувств».
Дети вовлекаются в мир фантазии и воображения путем несложных и понятных заданий, чтобы потом перейти к выполнению более утилитарных задач: пластической выразительности движений, работы над развитием речевого аппарата, образностью речи.
Этот этап называется «От пластики к слову».
За этот период дети должны усвоить следующее:
Принципиальную особенность предмета (коллективность и взаимозависимость), основные требования к выполнению заданий (погружаться в игру, стремиться к правдоподобию), убедиться в полезности наших действий.
Для того, чтобы урок был желанным, поначалу нужно включать в занятие побольше игр, в том числе подвижных, развивающих внимание, наблюдательность, реакцию. Получив роль в будущем спектакле, каждый ребенок должен придумать себе костюм, нарисовать его и изготовить собственными руками.
Упражнения для развития внимания всех видов, памяти, наблюдательности, фантазии и воображения, ассоциативного мышления:
«Исходное положение»
Цель – развитие координации движений, мышечной «памяти»
Учитель. Найдите такое положение корпуса и ног, при котором можно мгновенно встать, затратив минимум усилий. Быть внимательным и готовым к действию. Корпус не напряжен, руки лежат свободно на коленях, ноги вместе. Это рабочее состояние. Встать! Сесть! Легко, без напряжения!
Упражнение Зернышко
Цель – развитие воображения, умение отбирать самые выразительные жесты, быть кратким и точным в изложении мыслей.
В зернышке, как и в семечке как бы спрятаны различные растения. Мир растений очень богат: деревья, цветы, овощи и т.д. Зернышко, попадая в благоприятные условия, прорастает. Мы попытаемся из зернышка «вырасти», превратиться в какое-либо растение, вид которого я изображу при помощи своего тела и рук. Предположим, мы будем изображать деревья. Вспомним, как выглядят деревья… Теперь мысленно представьте деревья, которые будете изображать. Представили? Ваше исходное положение – на корточках, опустив голову и обхватив колени руками. Я буду считать до десяти, а вы в это время – «расти». На счет «десять» нужно замереть.
В начале урока чтобы собрать внимание учеников и настроить их на работу, используется упражнение Зернышко.
Следующее упражнение из той же серии – «Картина».
Дети представляют, что зеркало сцены – это чистый лист бумаги и им нужно нарисовать картину на заданную тему. Но «рисовать» они ее будут сами собой. Каждый должен придумать, кем он будет, и что будет делать на сцене.
Например, тема: Летом на речке.
Выходит первый ученик и ложится «загорать». Затем появляется «собака» и начинает лакать воду. А вот и «рыбак» с удочкой. Ставится условие: повторять других нельзя, нужно придумать что-либо свое.
Законченную «картину» сообща оценивают все участники занятий.
Это упражнение выполняется как преддверие увлекательного театрального мини-экспромта.
Короткая сказка или отрывок из нее, где действие происходит в одном месте, читается вслух один или два раза, затем распределяются роли и исполнители приглашаются на сцену. Суфлер подсказывает лишь действия героев, а актеры исполняют все, о чем говорит рассказчик. Вот пример такого экспромта:
Это интересно:
Воспитание учащихся в процессе изучения темы:
нравственное, трудовое, эстетическое
Ведущим условием воспитательной эффективности детского труда является его содержательность, личностная и общественно полезная значимость, современная техническая и технологическая оснащенность, четкая организация, высокая производительность. Многократно подтвержденный в передовой педагогической пра ...
Специфика общения дошкольников со взрослыми на занятиях по немецкому языку
в ДОУ с.Степное
Для обучения старших дошкольников немецкому языку преподаватели нашего детского учреждения используют авторскую методику, разработанную с учетом особенностей детской психологии на основе российских и германских учебных пособий по обучению иностранному языку дошкольников и младших школьников. Заняти ...
Особенности изучения многозначных слов в начальной школе
В русском языке, как и в других языках, есть слова, которые имеют в своей семантической структуре не одно, а несколько (два и более) лексических значений. Это многозначные слова. Они противопоставляются однозначным словам, т. е. словам, имеющим одно лексическое значение. Многозначность (полисемия) ...