Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Школьная программа предполагает 4 часа на изучение творчества Блока. Структура системы уроков дана на усмотрение учителя. Ниже представлены вариант разработки план-конспекта уроков по этой теме (при выделении двух часов) и план-конспект урока, посвященный сравнению поэмы Александра Блока «Двенадцать» и поэмы Андрея Белого «Христос воскрес».
План-конспекты уроков по поэме «Двенадцать» при выделении двух часов на изучение
Урок №1. Поэма А.А. Блока «Двенадцать»
Цели:
• формулировать умения и навыки анализа лиро-эпического произведения, написанного в стиле символизма;
• показать теснейшую связь всех уровней подсистем произведения, их направленность на выражение идейно-эстетического содержания поэмы;
• знать сюжет, понимать систему образов, художественное своеобразие поэмы.
Ход урока.
1. Организационный момент: сообщение темы, цели, форм работы на уроке.
2. Вступительное слово учителя.
Творчество А. Блока завершают три произведения, которые литературная критика называет «Январской трилогией»;
– статья «Интеллигенция и революция», написанная 9 января 1918 года;
– поэма «Двенадцать», законченная 29 января 1918 года;
– стихотворение «Скифы», созданное 30 января 1918 года.
Их объединяет время и история.
3. Сообщение учащихся – историческая справка.
Поэма «Двенадцать» принадлежит чрезвычайно короткой и яркой эпохе истории: последние месяцы 1917 и январь 1918 г. были неделями апокалипсическими – Брестский мир, красный террор, начало Гражданской войны, обстрел Кремля, погромы и самосуды, поджоги усадеб и убийства помещиков, слух о поджоге Михайловского и родного Шахматово, убийство в больнице министров временного правительства Шингарева и Кокошкина, которых Блок хорошо знал. По свидетельству писателя А.М. Ремизова, известие об этом убийстве стало толчком к началу работы над поэмой «Двенадцать».
Поэма, написанная менее чем за месяц, на высшем взлете творческих сил, остается памятником кратчайшей эпохи первых недель революции 1917 года. Закончив ее, Блок сказал: «Сегодня я – гений».
4. Слово учителя.
По свидетельству самого Блока, поэма «Двенадцать» началась для него с согласной «ж» во фразе:
Уж я ножичком
Полосну, полосну
Если мы обратим внимание на прием фонетического повтора в этой фразе, то легко прочитаем слово У – ж – а – с
И все же прежде поэмы была статья «Интеллигенция и революция». Сейчас мы поработаем с фрагментом статьи. Наша цель – понять, как Блок воспринимает и объясняет современникам русскую революцию. (Фрагмент статьи записан на уроке русского языка как диктант и есть у каждого ученика).
5. Работа со статьей «Интеллигенция и революция» по вопросам.
– Как Блок характеризует свою эпоху? (Предполагаемый ответ: как великую).
– В чем обязанность художников в такое время? (Видеть и слышать то, что задумано его народом).
– А что им задумано, по мысли Блока? (Переделать жизнь из безобразной в прекрасную).
– Как? (С помощью революции).
Первый вывод: революция задумана и осуществляется русским народом, чтобы сделать жизнь прекрасной.
– С какими явлениями сравнивает Блок революцию? (Бурный поток, грозный вихрь, снежный буран).
– Что общего в этих явлениях? (Они выражают силы стихии и бессилие перед ними человека).
– Найдите в тексте глаголы, на которых построено олицетворение революции (Обманывает, калечит, выносит…).
Второй вывод: частными свойствами революции Блок считает жестокость и обман, а главным – размах и величие, обновление мира.
– В чем особенность русской революции и ее отличие от бунта, по мнению Блока? (В размахе и цели – переделать весь мир во имя братства и мира народов).
– К чему призывал Блок интеллигенцию? («Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию»).
Эти слова будут эпиграфом нашего урока.
Блок считал: «Дух музыки – основа мировой гармонии, претворение хаоса реальности в Космос духа. Блок считал, что революция – та неизбежная закономерная катастрофа, через которую должен пройти мир и Россия на пути к обновлению, к божественной гармонии.
Третий вывод: Блок принимал и оправдывал революцию романтически – как возмездие старому миру, из которого должна родиться гармония будущего.
Но нам известны случаи, когда произведение воспринималось читателями неоднозначно взглядам писателя.
6. Работа над содержанием поэмы «Двенадцать».
(Чтение поэмы в классе учителем и учащимися по ролям).
– Какие вопросы возникли по содержанию поэмы и что вам не понятно?
– Какие образы и фрагменты поэмы вызвали самые сильные ваши чувства?
7. Работа в группах по вопросам (по имеющемуся алгоритму).
Алгоритм работы над поэмой:
Это интересно:
Детское общественное объединение «Юный друг милиции»
В 2003 году майор милиции Евгений Веселов и подполковник милиции Геннадий Стрюков решили возродить угасающую традицию военно-патриотического воспитания - приобщить детей Некрасовского района к своей профессии. Была создана общественная организация, первыми членами которой стали 17 учащихся Некрасов ...
Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии
Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача школы. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. говорится о необходимости улучшения профессиональной ориентации школьника. Переход на предпрофильное и профильное обучение актуали ...
Использование метода проектов при обучении информатики в начальной школе
Таким образом, раскрыв содержание понятий: "метод проектов", " проект" и выявив особенности метода проектов, мы пришли к выводу о том, что использование данного метода на уроках информатики способствует более эффективному усвоению учащимися учебного материала. Для практического ...