Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Пересказывая литературный текст по иллюстрациям, дети достаточно полно передают содержание. Высказывание имеет композиционную завершенность, достаточно связно. Но в рассказах по сюжетной картинке у большинства детей не было начала рассказа.
В своих рассказах дети седьмого года жизни в основном пользовались формально-присоединительной и цепной связью. Если обратиться к анализу синтаксических конструкций, то дети в основном использовали в речи простые предложения.
Дети допускали ошибки при построении словосочетаний, нарушали нормы согласования, управления. Например: «достать рукой из ветки». Можно отметить ошибки при использовании глаголов: «Дети ложат…», «…надо отрезать на половинки .»
Так, в целом самостоятельно раскрыть содержание смогли 67% всех детей, с помощью взрослого – 33%. В рассказах всех детей отмечено наличие средней части. Начало присутствовало в высказываниях 40% всех детей; конец – в текстах у 33,3% детей. В среднем в рассказах по 11 предложений и 41 слово. При выполнении разных заданий объем детских монологов существенно отличается. Так, при пересказе он самый большой (16 предложений и 75 слов).
Коэффициент законченности предложений составил 0,7. Анализ высказываний показал, что в речи детей простые предложения составляют (63%). Предложения с прямой речью чаще используют в пересказе (20 %).
Коэффициент связности составил 0,6. Рассказывая, дети использовали более разнообразные связи (цепная-местоименная, лексический повтор), хотя большое место занимала и формально-присоединительная связь с союзами «а», «и» («Папа… Он срывает.», «Ребята…. Они собирают», «…срывает, а Саня складывает в корзину.», «А она взяла его и побежала…»). При пересказе паузы и повторы составили в среднем 4 на одно высказывание, при рассказывании по картинке -- 2, при составлении описательного рассказа – 1. Длина текста между паузами составила в среднем 10 слов.
Что касается индекса разнообразия словаря, то при выполнении заданий он составил – 0,38; 0,35; 0,3. Более самостоятельны в высказываниях 50% детей.
Анализ полученных в ходе эксперимента данных позволил выделить разные уровни связности речи. Характеристика уровней заимствовалась из исследований Т.А. Ладыженской, О.С. Ушаковой и тех, что проведены под руководством О.С. Ушаковой, а также дополнялась с учетом данных экспериментов.
1 уровень – высокий. Тема раскрыта полностью. Начальное предложение определяет главных героев, события, вводит в сюжет. Рассказы композиционно завершены. Текст излагается последовательно. Используются разнообразные типы связи. Коэффициент связности приближается к 0,9. Количество пауз и повторов – не больше одного. Рассказ самостоятельный. В тексте можно выделить 13–15 предложений.
2 уровень – выше среднего. Повествование композиционно завершено. Содержание раскрывается частично и излагается последовательно. Дети используют разные виды связи, но доминирующей является цепная-местоименная. Коэффициент связности составляет 0,75. Количество пауз и повторов не больше двух. Рассказ самостоятельный. В тексте можно выделить 7–10 предложений.
3 уровень – средний. Повествование характеризуется частичной композиционной завершенностью (нет начала или конца). Содержание раскрывается частично, имеются нарушения последовательности. Используются в основном формальная и цепная-местоименная связь. Наблюдаются повторы слов, фраз, предложений (2–3). Рассказ составлен с помощью взрослого. В тексте выделятся 5–6 предложений.
Это интересно:
История воспитания
При рассмотрении истории воспитания необходимо, с одной стороны, рассматривать воспитание как исторически складывающуюся деятельность по социальному воспроизводству определенных форм культуры и деятельности, обеспечивающих существование данного общества. С другой стороны важно выделить различия в с ...
Технология опыта. Игры, направленные на развитие силы
В играх, способствующих развитию силы, занимающиеся преодолевают собственный вес, вес отягощения, сопротивление противника. В таких играх используются предметы: набивные мячи, гантели, скамейки и т.д. или партнёр по тренировке. Для проведения игр с преодолением собственного веса используются: гимна ...
Установление зависимости между развитием познавательного интереса и
использованием занимательного материала
Планирование исследования Для подтверждения или опровержения гипотезы мы составили план исследовательской работы: 1) подбор диагностического (занимательного) материала; 2) определение контрольной и экспериментальной группы; 3) проведение констатирующего эксперимента с целью определения уровня позна ...