Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Традиционно в работе по развитию связной речи в дошкольных учреждениях используются следующие приемы: речевой образец, вопросы, объяснения, мотивированная оценка действий и ответов детей, игры-инсценировки и т.д.
Поиски методики изучения связной речи определялись особенностями последней. Характер связной речи во многом зависит от задач и условий общения. Важно было отобрать такие ситуации, при которых в большей мере обеспечивались развернутость, связность, композиционная завершенность детских высказываний.
В психолого-педагогической литературе описаны наиболее типичные методы изучения связной речи дошкольников. Детям предлагаются задания на репродуктивном (пересказ литературного образца) и продуктивном (создание самостоятельного связного высказывания) уровнях.
Пересказ широко используется в формировании связной речи дошкольников. Вместе с тем некоторые авторы считают, что пересказ в силу низкой коммуникативности не позволяет выявить особенности связного высказывания (А.Г. Арушанова).
В ряде исследований (З.М. Истомина, Т.А. Репина) доказано, что одновременное использование литературного образца и иллюстраций значительно повышает качество детских пересказов. Картинки положительно влияют на понимание текста и позволяют ребенку точнее, содержательнее, последовательнее его излагать.
Диагностическое исследование нами было проведено в сентябре 2009 г. в подготовительной группе детского сада № 176 г. Ярославля.
С целью диагностики уровня развития связной речи детей предлагались следующие задания:
пересказ знакомой сказки (без наглядности и по иллюстрациям);
рассказывание по картинке;
составление описательного рассказа по предметной картинке (с использованием схемы и без неё).
Предполагалось, что применение иллюстраций в процессе пересказа оказывает положительное влияние на воспроизведение текстов, их связность. Это предположение проверялось нами в первой серии опытов.
Она включала два задания (А, Б), в которых использовались сказка: «Лиса и журавль». Данная сказка доступна по содержанию детям старшего дошкольного возраста, отличаются четким построением, в них легко выделяются части.
Задание А. Детям предлагали пересказать сказку «Лиса и журавль» без наглядного материала.
Цель: определить умение строить связное высказывание по литературному образцу.
Экспериментатор: «К нам в гости пришел Буратино. Он очень любит слушать сказки. У него есть любимая – это «Лиса и журавль». А я ее не могу вспомнить. Помоги мне, пожалуйста. Расскажи эту сказку для него».
Задание Б. Пересказ сказки «Лиса и журавль» по иллюстрациям.
Цель: определить умение строить связное высказывание по литературному образцу и иллюстрациям.
Экспериментатор обращался к ребенку с просьбой внимательно рассмотреть картинки и определить, к какой сказке они относятся. Далее ребенку предлагали пересказать данную сказку.
Инструкция: «Буратино принес чудесные картинки. Посмотри на них внимательно. К какой они сказке? Давай ещё раз расскажем эту сказку Буратино. Он её выслушает, запомнит и будет рассказывать своим друзьям».
Приведём примеры высказываний, полученных в результате первой серии опытов.
Без наглядности |
С опорой на картинки |
Пересказ сказки «Лиса и журавль» Ваня Х. (6л.5 м.). | |
«Идет журавль навстречу лисе. А журавль сказал: - Пошли ко мне на ужин. И они пошли. Журавль налил в кувшин воды. А лиса положила каши и сказала: - На журавль кушай кашу. Потом лиса ходит вокруг кувшина и не может никак…достать… То походит вокруг, то понюхает». |
«Подружились лиса с журавлем. Потом они пошли на обед. И потом они пришли. Лиса наварила журавлю каши и размазала по тарелке … И сказала: - На журавль кушай. А журавль сказал: - Пошли ко мне на ужин. Журавль налил лисе в кувшин. Лиса… не может голову засунуть в кувшин. Ходит вокруг кувшина и не может никак достать, то понюхает… Лиса с журавлем уже не дружат». |
Оксана А. (6 л. м.). | |
«Подружились лиса и журавль. Вот вздумала лиса угостить журавля. Говорит журавлю: - Приходи ко мне я тебя угощу. И приходит журавль к лисе, а она сварила кашу, размазала по тарелке. Кушай… Клевал, клевал клюк, да и не крошки не съел. А лиса лижет себе, да лижет. Лизала и всю съела. Говорит: -Кума больше пожевать нечем. И говорит журавль: - Приходи завтра я тебя тоже угощу. Приходила лиса к журавлю…А журавль наготовил окрошки в кувшине. А лиса вертелась, вертелась, нюхала и ничего не съела. А журавль клюет, себе клюет, так все и съел. Вот так лисы и журавля дружба врозь». |
«Подружились лиса и журавль. Вот вздумала лиса угостить журавля и говорит журавлю: - Приходи ко мне на обед, ой как я тебя угощу. Пришел журавль на званный обед, а лиса наготовила кашу, размазала по тарелке и подала. - Кушай. Журавль клюк, да клюк и не крошки не съел. А лиса лижет , да лижет так все и съела. Говорит журавлю: -Все больше пожевать нечем. И говорит журавль лисе: - Приходи на следующий день я тебя тоже угощу. И пришла лиса к журавлю. А журавль наварил окрошки и положил в глубокий кувшин. И подал лисе на стол и говорит: -Кушай, кума. Лиса вертелась, вертелась вокруг кувшина, обнюхивала и ничего не съела. А журавль клюет, себе да клюет, так все и съел. Говорит журавль лисе: -Все больше пожевать нечем. Идет лиса домой да не солоно хлебавшая. Вот дружба лисы и журавля врозь». |
Влад М. (6л.,4 м.). | |
«Позвала лиса журавля к себе домой на обед… И положила в тарелку каши. Журавль пришел и …начали они есть. Журавль хлоп-хлоп по тарелке и не капельки не ест, а лиса ест и все съела. И сказала: - Больше потчевать нету. И ушел журавль домой. И он позвал лису к себе на ужин. Лиса пришла… Журавль налил в кувшин супа. Сам все склевал, а лиса не ела. И ушла домой. И теперь дружба лисы с журавлем врозь». |
«Подружились лиса с журавлем. И позвала лиса журавля к себе на обед… И наложила каши в тарелку. Ест лиса, а журавль хлоп-хлоп об тарелку и ничего не ест. Лиса все съела. А журавль не ел. Лиса сказала: - Больше потчевать нету. И ушел журавль домой без обеда. А потом журавль позвал лису к себе на ужин. Окрошки наложил… журавль высокий кувшин и наложил туда окрошки. Лиса пришла к нему. Журавль ест окрошку, а лисе не достать и окрошку она не пробует. А журавль на больших ногах клюк, клюк и всю окрошку съел. А лиса ушла домой без ужина. Теперь у лисы с журавлем дружба врозь». |
Без наглядности |
С опорой на картинки |
Костя С. (6л.8м.). | |
«Лисичка шла по лесу, хотела поесть. Журавль позвал лисоньку в гости пообедать. Они пошли кушать. И… журавль дал окрошку. А лисонька не хотела это есть. А журавль клевал, клевал, пока не съел. А лиса ушла домой голодная». |
«Пригласила лиса журавля к себе в гости. Лиса ела, ела, а журавль клевал, клевал и не ел. А лисица все съела. А журавль говорит: -Пошли ко мне в гости. Они пошли к журавлю в гости и журавль положил окрошку. Лисица лизнула, понюхала, вертела, вертела головой возле ковшика и не ела. А журавль клевал, клевал и ел, и все съел. А лиса ушла домой голодная. И они ушли по домам». |
Олег (5л.8м.) | |
«Подружились лиса с журавлем… Лиса пригласила журавля на обед. Они пообедали вместе. И… ушли домой. А журавль пригласил лису к себе. Лиса пришла к нему. Потом… Журавль угостил…Лисица ушла домой. И пошла у них дружба врозь». |
«Подружились лиса с журавлем. Лиса пригласила журавля на обед. Лисица сделала кашу и журавль пришел к ней в гости. И…он не смог кашу съесть. Он только клювом хлоп-хлоп. А лиса лижет кашу и всю съела. И вот журавль пригласил лису на обед. На следующее утро лиса пришла к нему. Журавль приготовил окрошку и налил в кувшин. Лиса понюхала, не лезет в кувшин. А журавль стоит на своих огромных ножках и длинным носом окрошку таскает. И пошла у них дружба врозь». |
Настя М. (6л.1м.). | |
«…Подружились лиса с журавлем. А журавль…Потом журавль пошел к лисе, а лиса наварила каши, намазала тарелку с маслом. Походил журавль, походил около каши, ни крошки не попало. Он пошел домой. Потом он окрошки наварил. Лиса пришла. Говорит: -Иди-ка, попробуй окрошку. Лиса пошла пробовать. Лиса походила, полизала ни крошки тоже не попало». |
«Журавль с лисой подружились. Потом лиса пригласила журавля в гости. Наварила кашу, размазала по тарелке. Журавль пришел. Лиса говорит: -Поешь кашки. А журавль тук-тук ничего ему не попало. Пошел журавль домой. Говорит журавль: -Приходи теперь ко мне. Журавль наготовил окрошки… и сделал с узким горлышком кувшин. Лиса полизала, походила, походила, никак голова не лезет. А журавль с большими ногами и длинным носом все съел. Они разругались». |
Это интересно:
Выбор методов и приемов обучения умственно отсталых
школьников на уроках СБО
На занятиях по социально-бытовой ориентировке могут использоваться следующие методы и приёмы: демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, беседа, моделирование реальных ситуаций, дидактический, режиссерские, сюжетно-ролевые, имитирующие игры, упражнения, личностная аналогия, игровые ситуации, ...
Основа бизнес – плана
Финансово – экономическая деятельность образовательного учреждения (ОУ) должна планироваться в соответствии с потребностями рынка. Для этого важно составить бизнес - план, который позволит: определить конкретные направления предпринимательской деятельности; оценить конкурентоспособность товаров, ко ...
Теоретическая сущность понятия «мотивация»
Мотивация является одной, из фундаментальных проблем, как отечественной, так и зарубежной психологии. Разработка проблемы мотивации в современной психологии связана прежде всего с анализом источников активации человека, побудительных сил его деятельности, поведения, с поиском ответа на вопрос, что ...