Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Психологический инфантилизм (эмоционально незрелые дети), длительно текущие астенические состояния представляют собой наиболее легкие формы. Дети с подобными формами ЗПР могут иметь первичное нарушение прежде всего темпа формирования эмоционально-волевой регуляции, а отсюда низкую работоспособность, аритмию памяти, внимания. Вышеперечисленные особенности психики оказывают отрицательное влияние на обучаемость детей.
Задержка психического развития, характеризующаяся первичным нарушением познавательной деятельности, связанным с дифицитарностью отдельных корковых функций, представляет собой наиболее тяжелую ее форму. Такие дети обычно имеют дефектную первооснову для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, а также для нейрофизиологического и частно-соматического развития. Данная форма нередко выражает состояние, соотносимое с дебильностью. Обучаемость таких детей значительно снижена.
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского развития. Чаще всего она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10лет, так как этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности.
В медицине ЗПР относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности. С точки зрения клиницистов это состояние характеризуется прежде всего замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. Использовавшийся ранее термин "временная задержка психического развития" применим лишь в части случаев ЗПР, наиболее тесно примыкающей к норме, тогда как большая их часть отличается более стойкой, хотя и легкой интеллектуальной недостаточностью и менее выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию, возможной только в условиях специального обучения и воспитания. Однако и эти состояния имеют свои клинико-психологические особенности, и при них наблюдается тенденция к сглаживанию интеллектуального дефекта.
В настоящее время не существует единых принципов систематики пограничных форм интеллектуальной недостаточности. Г.Е.Сухарева, исходя из этиопатогенетического принципа, выделила следующие формы нарушения интеллектуальной деятельности детей с задержанным темпом развития:
- интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения;
- интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;
- нарушения при различных формах инфантилизма
- вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, письма, чтения;
- функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резедуальной стадии и отдаленном периоде инфекции и травм центральной нервной системы.
М.С.Певзнер в группе детей с задержкой психического развития описывает разные варианты инфантилизма, интеллектуального нарушения при церебростенических состояниях, дефектах слуха, речи, отклонениях в характере и поведении.
К.С.Лебединской предложена клиническая систематика детей с задержкой психического развития. Ею было выделено четыре варианта ЗПР:
- конституционного происхождения;
- соматогенного происхождения;
- психогенного происхождения;
- церебрально-органического происхождения.
Это интересно:
Выявление нарушений произношения свистящих звуков у дошкольников с
фонетико-фонематическим недоразвитием
В исследовании принимали участие 15 детей, 4,5-5 лет, детского сада № 47 г. Читы. Форма исследования индивидуальная. Экспериментальная работа проводилась с 9 сентября 2004 года по 30 ноября 2004 года. При обследовании детей использовалась «Методика речевого обследования» М.Ф. Фомичевой, Т.В. Волосо ...
Особенности применения дидактических игр при
обобщении знаний учащихся
На этапе обобщения знаний целесообразно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры. При обобщении темы “Нумерация чисел в пределах 20” можно предложить следующую ситуацию. Класс отправляется на луг ловить бабочек. Начинается игра “Поймай ба ...
Пути и средства развития логического мышления
Развитие мышления при изучении математики состоит в формировании у учащихся характерных для этого предмета приемов мыслительной деятельности. При этом важно, чтобы в структуру умственной деятельности школьников помимо алгоритмических умений и навыков, фиксированных в стандартных правилах, формулах ...