Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Восстановить значение светского образования, решить проблему его взаимодействия с религиозным поможет определение сущности и специфики понятия светского образования. Для этого необходимо выявить правовые положения принципов светскости образования, его сущностные характеристики, а также диктуемые им общественные, межинституциональные отношения в сфере образования и между светской и религиозной моделями.
В пункте 4 статьи 2 закона РФ “Об образовании” в качестве одного из принципов государственной политики закреплен “Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях”. Федеральный закон “О свободе совести и религиозных объединениях” в части 2 статьи 4 подтверждает конституционные нормы. Также данный принцип закреплен в пункте 4 “Типового положения об образовательном учреждении” (утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №136): “Деятельность общеобразовательного учреждения основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общественных ценностей жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования”.
Существующие правовые нормы зачастую интерпретируются дискриминационно по отношению к верующим. Это выражается в провозглашении исключительного права государства в организации государственной и муниципальной системы образования. Такие утверждения противоречат правовой норме пункта 6 статьи 2 Закона РФ “Об образовании”, устанавливающей государственно-общественный характер управления образованием, а также правовым нормам пункта 3 части 2 статьи 32, частей 8 и 19 статьи 33 этого же закона. В преамбуле данного закона утверждается, что образование в РФ осуществляется в интересах государства, общества и, прежде всего, человека.
Полная изоляция религии от национальной системы образования противоречит правовой норме части 2 статьи 14 Закона РФ “Об образовании”, которая устанавливает в качестве задачи образования интегрирование личности в национальную и мировую культуру. Это право на национальную и религиозную идентичность. Хотя культура, конечно же, не исчерпывается религией, но без религиозной культуры невозможно понять ни национальную российскую, ни мировую культуру.
Родители вправе сами выбирать вид образования для своих малолетних детей (до 14 лет). Данное право закреплено в правовых нормах части 3 статьи 26 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 г., части 3 статьи 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г., части 4 статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г. и в других документах.
Исходя из первого значения дефиниции светскость, зафиксированного в подразделе 2.1 данной работы, можно придти к заключению, что светское образование носит общегражданский характер, значимый для всего общества, независимо от того включает ли оно в себя религиозное образование или нет. Согласно этому выводу несветскими являются катехизическое образование и внутрицерковное духовное, имеющее целью воспроизводство кадров служителей культа, если обществу не требуются катехизические знания и служители культа для удовлетворения религиозных потребностей. Содержание образования внутриконфессиональных духовных учреждений не является светским лишь в части профессиональной подготовки и может включать и общезначимые предметы: история, философия, социология и так далее, то есть светский блок знаний. Но по целеполаганию такое образование будет религиозным. “Светский” не означает атеистический, а значит неклерикальный. Все православные и в целом конфессиональные общеобразовательные школы в дореволюционной России, и теперь зарубежном, как и современные православные гимназии, давали и дают вполне светское образование. Современные конфессиональные школы получают государственную аккредитацию, используют государственные программы, учебники, дают государственные дипломы, выпускают обычных светских выпускников, поступающих в светские вузы, работающих по светским специальностям.
Это интересно:
Состояние лексико-грамматического строя
речи
Анализируя данные, полученные в ходе исследования лексического строя речи, мы выяснили следующее. Объем пассивного словаря у детей речевых классов намного меньше по объему, чем у школьников КГ, не соответствует возрасту, а также отмечается неточность понимания и употребления многих слов. Ограниченн ...
Занятия по воспитанию интереса к природе средствами поэзии Граубина
На втором (формирующем) этапе исследования мы провели работу, которая заключается в воспитании у детей интереса к природе средствами поэзии нашего забайкальского писателя – Георгия Граубина. Мы старались благодаря стихотворениям Граубина сформировать у детей знания о мире животных, о растительном м ...
Роль домашнего задания в развитии личности
учащегося
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока и активизации учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место в организации современного процесса обучения, потому что приобретенные учеником ...