Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
1. Экспрессивно-мимические средства общения (взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);
2. Предметно-действенные средства общения (локомоторные и предметные движения; позы, используемые для целей общения; приближения, удаления, вручения предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протесты, желание уклоняться от контактов с взрослыми или стремление приближаться к нему, быть взятым на руки);
3. Речевые средства общения (высказывания, вопросы, реплики, ответы). Эти категории составляют основные коммуникативные операции в дошкольном детстве.
В общении с окружающими людьми дети используют средства общения всех категорий, которыми уже овладели, в совокупности, выдвигая на передний план те или иные из них в зависимости от решаемой в данный момент задачи и своих индивидуальных особенностей. Из мнения отдельных аспектов, характеризующих развитие разных структурных компонентов общения – потребностей, мотивов, операций и т.п., в совокупности порождают интегральные, целостные образования, представляющие собой уровни развития коммуникативной деятельности. Эти качественно специфические образования, являющиеся этапами онтогенеза общения были названы формами общения.
Одновременное изменение потребностей, мотивов и средств общения детей ведет к изменению форм коммуникативного развития.
В современных исследованиях выделяют 4 формы общения детей со взрослыми:
1. Ситуативно-личностная (непосредственно эмоциональная);.
2. Ситуативно-деловая (предметно-действенная);
3. Внеситуативно-познавательная;
4. Внеситуативно-личностная.
Ситуативно-личностная форма общения в онтогенезе первой примерно в 0-2 месяца имеет самое короткое время существования в самостоятельном виде – до 6 месяцев. Ведущим мотивом в этот период жизни детей является личностный мотив.
Ведущее место при ситуативно-личностном общении занимают экспрессивно-мимические средства общения (улыбка, взгляд, мимика и т.д.). Для целей общения в этот период жизни первоначально формируется комплекс оживления.
Ситуативно-личностное общение занимает положение ведущей деятельности в первом полугодии жизни.
Ситуативно-деловая форма общения со взрослыми появляется в онтогенезе второй и существует от 6 месяцев до 3 лет. Но она очень сильно отличается от первой генетической формы общения.
Общение со взрослыми вплетается в новую ведущую деятельность (предметно-манипулятивную), помогая ей и обслуживая ее. На центральное место среди других мотивов общения выдвигается деловой мотив, так как главные поводя для контактов ребенка с взрослыми связаны с их общим делом практическим сотрудничеством. Ведущее положение при ситуативно-деловой форме общения занимают коммуникативные операции предметно-действенного виды (локомоторные и предметные движения; позы, используемые для целей общения).
Ситуативно-деловое общение имеет важнейшее значение в жизни детей раннего возраста. В это время дети переходят от неспецифических примитивных манипуляций с предметами ко все более специфическим, а затем и культурно фиксированным действиям с ними. В этом переходе общение играет решающую роль (В.В.Ветрова [ ], М.Т.Елагина, Д.Б.Эльконин).
В первой половине дошкольного детства у ребенка возникает третья форма общения – внеситуативно-познавательная.
Основным средством общения у детей, владеющих внеситуативно-познавательной формой общения являются речевые операции.
Познавательное общение тесно переплетается с игрой детей, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного детства. В сочетании оба эти вида активности обеспечивают стремительное расширение познаний детей об окружающем мире, углубление их сведений о сторонах действительности, не подлежащих чувственному восприятию, "конструирование реальности" (Ж.Пиаже), т.е. построение ребенком субъективного образа мира.
К концу дошкольного детства у детей появляется высшая для дошкольников форма общения с взрослыми – внеситуативно-личностная, которая нас интересует, так как для детей старшего дошкольного возраста предметом его общения становятся нравственно-этические проблемы. Обсуждая их со взрослым ребенок ищет взаимопонимания в оценке происходящих социальных явлений. Ведущим в этой форме является личностный мотив.
Еще одной особенностью становления общения в конце дошкольного детства является произвольный контекстный характер обучения, который имеет прямое отношение к готовности к школьному обучению. Потеря непосредственности общения со взрослыми и, соответственно, обретение произвольности понимаемой как способность подчинять свое поведение определенным задачам и соответствующим им правилам и требованиям, выступает существенным компонентом психологической готовности к школьному обучению (Е.Е.Кравцова).
Чем выше форма общения с взрослым, тем внимательнее и чувствительнее ребенок к оценке взрослого и к его отношению, тем более он сосредоточен на материале общения. Поэтому на уровне внеситуативно-личностной формы общения дошкольники легче усваивают сведения, излагаемые взрослым в ходе игры, в условиях, приближенных к занятиям (Е.О.Смирнова [ ], Х.Т. Бедельбаева ). Следовательно, сформированность внеситуативно-личностной формы общения к школьному возрасту приобретает особое значение и обуславливает коммуникативную готовность ребенка к школьному обучению.
Это интересно:
Конкурсная программа «Миксер»
Посчитай. Командам выдается комплект небольших карточек с написанными на них цифрами. Задача — найти сумму всех чисел и назвать результат. Выигрывает более точная команда. Что такое? Командам раздаются карточки с названиями 3—4-х предметов. Задача для каждой команды: после краткого обсуждения задат ...
Понятие о принципах методики физического воспитания и их значение
Процесс физического воспитания, как любой целенаправленный и организованный педагогический процесс, подчинен общим закономерностям, которые одинаково важны при обучении и воспитании. Принципы методики физического воспитания – это исходные научно-практические положения, определяющие основные требова ...
Понятие «мониторинг»
Мониторинг образования - это систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным образовательным аспектам на национальном, региональном и местном уровнях. Частью системы мониторинга качества образования являются следующие элементы: 1. Установление стандарта и операционализация: определени ...