Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Понятие и виды общения. Внеситуативно-личностное общение

Страница 2

Второй уровень (мезоуровень) общения этого уровня предполагает контакты на определенную тему. Причем реализация темы может осуществляться с одним лицом и группой, может закончиться в один сеанс или потребовать нескольких встреч, актов общения. Как правило, у человека несколько тем, которые он реализует последовательно или параллельно.

Третий уровень (микроуровень) Он предполагает акт общения, который выступает в роли своеобразной элементарной единицы. Таким актом общения можно считать "вопрос – ответ", рукопожатие, многозначительный взгляд – мимическое движение в ответ и др. Через элементарные единицы реализуются темы, из которых складывается вся система общения личности в определенный период ее жизни.

Виды общения:

Деление общения на виды возможно нескольким основаниям: контингенту участников, продолжительности, степени опосредованности, законченности, желательности и др.

В зависимости от контингента участников можно выделить межличностное, лично-групповое, межгрупповое общение.

Межличностное общение в первичной группе или коллективе каждого человека с каждым. В ходе такого парного общения реализуются как личные, так и групповые цели и задачи.

Лично-групповое общение – это тот случай, при котором одна сторона, один участник - личность, другая – группа, коллектив. Например, воспитатель и группа детей или их родителей.

Межгрупповое общение – предполагает контакт двух общностей. Цели и задачи общения групп могут совпадать, но могут и не совпадать.

Непосредственное и опосредованное общение.

Непосредственное – общение "лицом к лицу", общение, при котором каждый его участник воспринимает другого и осуществляет контакт, используя все имеющиеся в его распоряжении средства. В непосредственном общении существует больше каналов для обратной связи и, соответственно, каждый из общающихся получает из них информацию о степени принятия содержания другой стороной, реакции на него.

Опосредованное общение – это коммуникация, в которую вклиниваются промежуточные звенья в виде третьего лица, механизма, вещи.

Кратковременное и длительное общение. Кратковременное общение – в пределах одной темы и отрезка времени в несколько часов.

Длительное общение – взаимодействие в пределах одной или нескольких тем, предполагает самовыявление каждой из сторон, познание друг друга, путь к взаимопониманию, но оно же и путь к конфронтации.

Законченное и незаконченное (прерванное) общение.

Законченное – такое общение, которое исчерпало содержание темы, совместного действия и идентично оценивается его участниками.

В ходе незаконченного общения содержание темы или совместного действия оказывается не доведенным до конца, до результата, которые преследовала каждая из сторон.

Помимо этого в психологии выделяют еще ряд видов общения в зависимости от степени значимости личности в ходе того или иного взаимодействия.

Примитивное общение – когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики.

Формально-ролевое общение – когда регламентированы содержания и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знаниям его социальной роли.

Деловое общение – когда учитываются особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможны личностные расхождения.

Духовое, межличностное общение друзей – когда можно затронуть любую тему и не прибегать к помощи слов – друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации.

Манипулятивное общение – направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (месть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обмен, демонстрация доброты и др.) в зависимости от особенности личности собеседника.

Светское общение – беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.

Также в процессе общения выделяют следующие позиции:

1) доброжелательная позиция принятие собеседника;

2) нейтральная позиция;

3) враждебная позиция непринятия собеседника;

4) доминирование или "общение сверху";

5) "общение на равных";

6) подчинение или "позиция снизу".

Все вышеперечисленные виды и позиции общения человек активно использует в своей повседневной жизни. В зависимости от того, как и какие виды и позиции общения будут использоваться индивидом, таки и будет происходить полноценное формирование его личности.

Социальная ситуация общения.

Общение всегда социально. Оно совершается между людьми и в присутствии людей. Даже тогда, когда два человека общаются без третьего лица, они общаются как носители социального опыта, как представители групп коллективов. Степень социальности может быть различной. Она определяется количеством людей, участвующих или посвященных цели, содержание, результаты общения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Цели и задачи социально-психологической поддержки учащихся
В последние годы опубликован ряд научных работ, авторы которых рассматривают теоретические и практические аспекты функционирования образовательных учреждений и особенности деятельности психологических служб в этих школах: Битянова М.Р., Качимская А.Ю. Целью работы психологов становится не просто об ...

Диагностика познавательной активности учащихся
Для повышения действенности урока иностранного языка в современных условиях имеется много возможностей. К первым из них можно отнести обучение школьников приемам учения, способам познания иностранного языка, столь необходимым для рациональной самостоятельной работы учащихся по овладению им. Овладен ...

Диагностики “оперирование образами” на геометрическом материале детей 10-13 лет
Цель: определить ориентацию ребенка на путь решения посредством оперирования образами при решении задачи нахождения такой же геометрической фигуры (сравнения геометрических объектов). Необходимое оборудование: бланки с заданиями, образец – посредник. Описание задачного материала. Задания (см. прило ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru