Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.
В психолого-педагогической литературе существует много определений общения.
Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты.
Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект. Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие – оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.
Можно сказать, что общение направлено на установление психического контакта между людьми; целью его является изменение взаимоотношений между людьми, установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством – различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении есть необходимое условие существования индивида.
Взаимодействие человека с окружающим его миом осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Объективные отношения и связи (отношение зависимости, подчинение, сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология. Поэтому можно определить, что общение выступает как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который характеризуется коммуникативной стороной общения. Общаясь, люди обращаются к языку как к одному из важнейших средств общения.
Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.
Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающихся друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один и партеров по общению другого как заслуживающего доверие, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется. Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).
Содержание общения
Так как общение предполагает передачу информации, его содержанием могут выступать научные и житейские знания, передача навыков и умений, коллективное (групповое) решение задачи, деятельность, а также сам человек: его внешний вид, особенности характера, манера поведения и т.д.
Своеобразным содержанием общения следует признать отношения и взаимоотношения, которые наполняют общение, придают ему своеобразный колорит, окрашенность, диктуют средства, манеру общения. От того, какие складываются взаимоотношения, зависит вся система общения данного лица.
Главным средством общения в человеческом обществе является язык. Он выступает как средство общения, а сам процесс общения составляет речь.
Средством общения также является тактильно-мышечная чувствительность. Взаимоприкосновение, мускульное напряжение для движения, направленного на другое лицо.
В последнее время в психологических исследованиях обращено внимание на коммуникативное значение дистанции между общающимся и на роль в успехе общения расположения партнеров. В зависимости от расстояния между общающимися выделяются четыре дистанции – интимная, личная, социальная, публичная.
Изображения – фотографии, картинки, фильмы, рисунки – также являются средствами общения, но это уже непрямые средства контакта.
Достижение единства речевых и неречевых средств коммуникации является одной из основных задач педагога, работающего с детьми. Организуя в соответствии с педагогическими задачами свои переживания, отношения, мысли, он должен находить их адекватное выражение в неречевых средствах воздействия.
Исходя из содержания и условий психологи выделяют три уровня общения:
Первый уровень (макроуровень). В данном случае общение рассматривается как важнейшая сторона образа жизни личности, в которой отчетливо выделяются преобладающее содержание деятельности, круг людей, с которыми преимущественно контактирует она, сложившийся стиль общения и другие параметры.
Все это обусловлено общественными отношениями, социальными условиями жизни личности. Кроме того, рассматривая этот уровень, следует учитывать, каких правил, традиций, принятых норм придерживается личность, общаясь с другими. ременной интервал для такого рассмотрения общения – вся предшествующая и будущая жизнь личности.
Это интересно:
Понятие «качество образования»
Качество образования — это комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального сознания. Здесь можно выделить три группы характеристик: качество потенциала достижения цели образования, качество про ...
Понятие экстремума функции двух переменных
Определение 1. Пусть функция определена в некоторой окрестности точки . Говорят, что имеет в точке локальный максимум (минимум) если существует такая окрестность точки , что для любой точки принадлежащей окрестности точки выполняется , причем для максимума , для минимума (рис. 1). Определение 2. То ...
Основные педагогические идеи Я.А.
Коменского
Свой главный педагогический труд «Великая дидактика» Я.А. Коменский начал писать в Чехии и закончил в Польше. Первоначально написан на чешском языке, затем в 1638 г. переведён Я. А. Коменским на латинский язык и издан в Амстердаме в 1657 г. В настоящей книге печатается по изданию: Коменский Я. А. И ...