Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Степень социальности общения обуславливает все его компоненты: содержание, средства, результаты общения.
На социальную ситуацию общения по-разному реагируют люди в зависимости от их личностных свойств, от практики общения. Психологи установили, что темперамент обуславливает манеру (динамику) общения, что выражается в общительности (необщительности) как свойстве характера. Люди общительные в любой ситуации находят адекватную манеру, способы контактирования. Люди необщительные чувствуют себя скованно, особенно в непривычной для них ситуации. Если же социальная ситуация общения оказывается широкой, если контакты данной личности оказываются в поле внимания большой массы людей, то для людей необщительных она может быть подавляющей, а иногда дезорганизующей. Человек в этом случае говорит, делает не то, что заранее намечено с учетом требований и ситуации.
С другой стороны социальная ситуация общения служит условием и фактором развития и формирования общительности как свойства личности. Последовательно включаясь в узкую, а затем в широкую ситуацию общения, человек приобретает навык, который постепенно превращаясь в привычку, становится достоянием личности.
Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности – непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Как показали исследования Д.Б.Эльконина, специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности другой человек. Но если предмет деятельности другой человек, то эта деятельность – и есть общение. Важно не то, что делают люди друг с другом, подчеркивал Д.Б.Эльконин, а то, что предметом деятельности становится другой человек.
В дошкольном возрасте у детей появляются новые виды деятельности: ролевая игра, изобразительная и конструктивная деятельность, элементарные формы трудовой деятельности почти все исследователи развития детей дошкольного возраста подчеркивают, что для него существенно наличие спокойной эмоциональности, лишенной аффективных вспышек и конфликтов. Этот особый характер протекания эмоциональной жизни детей тесно связан с появлением у них представлений.
Благодаря возрастной самостоятельности ребенка условия его жизни существенно изменяются. Воспитывающие ребенка взрослые выводят его в широкий мир человеческой деятельности. Открытие нового мира серьезной человеческой деятельности побуждает у ребенка активное желание участвовать в этой жизни. В связи с этим жизнь ребенка – дошкольника характеризуется, во-первых, относительным отделением его деятельности от взрослых, во-вторых, расширением условий жизни, в-третьих, открытием общественных функций людей и их отношений друг к другу, в-четвертых, активным желанием ребенка участвовать в жизни взрослых.
Установление своего места в системе отношений со взрослыми, самооценка, т.е. осознание своих умений и некоторых качеств, открытие для себя своих переживаний – все это и составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, которое проявляется к концу дошкольного возраста и является основным образованием этого важнейшего периода. Значительно расширяется круг жизненных отношений. Изменение образа жизни ребенка, формирование новых отношений со взрослым и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, переживаний, замыслов.
Общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер: ребенок дошкольник в своих высказываниях всегда имеет в виду определенного, в большинстве случаев близкого человека.
Таким образом, в дошкольном возрасте происходит овладение основными средствами языка и это создает возможность для осуществления общения, опирающегося на собственно языковые средства.
Смена ведущего мотива определяется изменением ведущей деятельности ребенка и положением общения в системе общей жизнедеятельности детей.
Необходимо упомянуть и об индивидуальных различиях в общении ребенка со взрослыми, которые могут выражаться: в различной степени активности, в общении со взрослыми; в большей или меньшей склонности ребенка к деловым, познавательным и личностным контактам (З.М.Богуславская).
В конце раннего возраста дети ищут в сверстнике участника эмоционального практического взаимодействия, обмена радостными эмоциями и сходными действиями, в которых они демонстрируют свои физические возможности.
В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) по-прежнему на первом месте остаются мотивы делового сотрудничества, но одновременно повышается значение познавательных мотивов и за рамками сотрудничества.
Дошкольникам 6-7 лет также наиболее присущи мотивы делового сотрудничества, еще стремительнее увеличивается роль познавательных; дети обсуждают с ровесниками серьезные жизненные вопросы, вырабатывают общие решения.
Общение осуществляется с помощью разнообразных средств.
Выделяют три основные категории средств общения:
Это интересно:
Состояние речи больных, перенесших инсульт
Было проведено обследование пациентов с нарушениями речи, перенесших нарушение мозгового кровообращения. Работа проводилась в неврологическом отделении ГУЗ РКДЦ МЗ УР. Было обследовано 10 пациентов. Все пациенты были обследованы после острых нарушений мозгового кровообращения произошедших в разные ...
Педагогическая сущность процесса социализации
Педагогическая сущность процесса социализации предполагает рассмотрение средств социализации. В самом общем смысле это — элементы окружающей среды, которые оказывают социализирующее воздействие и проявляют себя на разных уровнях. В одних случаях педагогическим средством в процессе социализации стан ...
Особенности изучения многозначных слов в начальной школе
В русском языке, как и в других языках, есть слова, которые имеют в своей семантической структуре не одно, а несколько (два и более) лексических значений. Это многозначные слова. Они противопоставляются однозначным словам, т. е. словам, имеющим одно лексическое значение. Многозначность (полисемия) ...