Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников со стёртой дизартрией

Педагогика и воспитание » Особенности фонематического восприятия у дошкольников со стёртой дизартрией » Психолого-педагогическая характеристика дошкольников со стёртой дизартрией

Страница 2

Рядом авторов (К.А. Семёнова, М.Я. Смуглин) отмечаются первые признаки псевдобульбарных нарушений у новорождённых: отказ от груди, слабость крика, вялость акта сосательного рефлекса, о возможном парезе артикуляционных мышц губ и языка.

Е.Ф. Соботович отмечает, что постнатальный период детей со стёртой дизартрией отличается наличием различных и подчас тяжёлых заболеваний ( особенно на первом году жизни ): пневмония, вирусный грипп, частые простудные и инфекционные заболевания, в некоторых случаях сопровождающиеся судорожными припадками на фоне высокой температуры.

Симптомами органического поражения центральной нервной системы являются изменения тонуса мышц, гиперкинез в мимической и артикуляционный мускулатуре, патологические рефлексы, стёртые парезы.

Движения мимической, лицевой мускулатуры и артикуляционного аппарата детей со стёртой дизартрией отличаются быстрой истощаемостью, низким качеством, не имеют достаточной точности, плавности, часть их выполняется вяло, с недостаточной мышечной силой, не в полном объёме. Особенно часто нарушаются дифференцированные движения кончика языка и спинки языка, губ (Л.В. Лопатина, Е.Ф. Соботович). В ряде случаев отмечается трудность или невозможность нахождения и удержания заданного положения артикуляторных органов, наличие синкенизий, гиперкинезов языка и лицевой мускулатуры. Для одних детей характерна некоторая скованность, невозможность выполнения более сложных движений, для других – двигательное беспокойство. Л.В. Лопатина и Р.И. Мартынова, характеризуя двигательную сферу детей со стёртой дизартрией, отмечают, что, несмотря на наличие активных движений в полном объёме, они являются замедленными и неловкими. Г.В. Гуровец и С.И. Маевская [3] указывают на ограничение объёма движений как верхних, так и нижних конечностей (сила в мышцах на стороне пареза оказывается ослабленной, а тонус – слегка повышенным).

По данным Г.В. Гуровец и С.И. Маевской, Р.И. Мартыновой, рефлекторная сфера этих детей имеет свои особенности. В ряде случаев наблюдаются рефлексы орального автоматизма, непостоянные, истощающиеся рефлексы Бабинского. Кожные рефлексы со стороны пареза снижены.

Таким образом, наличие неврологической симптоматики, указывающее на органическое поражение центральной нервной системы, ещё раз подтверждает необходимость рассмотрения стёртой дизартрии в группе расстройств, имеющих свой специфический механизм.

По данным Л.В. Лопатиной, у детей со стёртой дизартрией наблюдаются нарушения целого ряда психических процессов:

Значительные отклонения в функционировании процессов речедвигательной и слуховой памяти. Трудности запоминания текста обусловлены, возможно, не только расстройством активного внимания, но и нарушением фонематического восприятия, возникающим вследствие расстройства звукопроизношения;

Пониженный уровень устойчивости и переключаемости внимания.

Дети не могут длительно концентрировать внимание, правильно распределять и удерживать его на определённом объекте. Для детей характерны рассеянное внимание, повышенная отвлекаемость, низкая работоспособность;

Некоторое ослабление мыслительной деятельности, но не по типу астенизации с выраженным снижением функции внимания и памяти. Детей со стёртой дизартрией затрудняет выполнение заданий на обобщение предметов методом классификации, определение последовательности событий в сериях сюжетных картинок с целью установления причинно-следственных связей и ориентировки во времени, группировки предметов и фигур по форме, цвету, величине и т.д. Выполнение такого рода заданий также характеризуется быстрой отвлекаемостью, истощаемостью, проявлением негативизма в случаях, требующих дополнительных волевых усилий.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Лингвистические основы методики развития связной речи
Термин «связная речь» в современной науке употребляется в нескольких значениях: процесс, деятельность говорящего; продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; название раздела работы по развитию речи (Б.А. Глухов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, А.Н. Щукин); отрезок речи, обладающий зна ...

Мнестическая дислексия
Появляется в трудности усвоения букв, в их недифференцированных заменах. Она обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Дети немогут воспроизвести в определенной последовательности ряд из 3-5 звуков или слов, а если воспроизводят, то нару ...

Противоречия опыта гражданского воспитания школьников
Изучение состояния гражданского воспитания школьников позволило выявить ряд противоречий, которые остаются барьерами на пути создания системы воспитания российского гражданина. К этим «тематическим» противоречиям добавляются трудности общего характера: - узкая ранняя профилизация; - прагматизация с ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru