Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Определение целей и задач воспитания, под которым понимается целенаправленный организованный процесс создания условий и стимулирования развития; личности , имеет большое теоретическое и практическое значение, т.к. во-первых, обстоятельное знание целей воспитания непосредственно влияет на разработку педагогической теории. Во-вторых, целевая направленность воспитания оказывает непосредственное влияние на работу педагога .
Под целью понимается идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Целью воспитания является теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определённом типе личности, идеальных требований к её сущности, индивидуальности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни.
С.И.Гессеном был обоснован феномен двойственности целей любой деятельности, в том числе педагогической. Одни цели, по его мнению, являются) задачами, допускающими полное и окончательное разрешение. Другие цели - «безусловные» являются заведомо недостижимыми. Они указывают путь, по которому можно продвигаться в бесконечном прогрессе, но пройти который до конца никому не дано.
Этой же точки зрения придерживается С.А. Козлова , а так же П.И. Пидкасистый с соавторами, добавляя, что достижение цели означает смерть - духовную либо физическую.
Исследователи отмечают, что на протяжении всей истории своего существования педагогическая наука чаще всего при постановке цели опирается на идею гармоничного развития личности. Гармония (гр. harmonia связь,, стройность, соразмерность) - соразмерность частей, слияние различных компонентов в единое органичное целое. Однако однозначное представление о гармонично развитой личности нам обнаружить не удалось. Вероятно причин этому много. Замечено, что в общечеловеческой системе научного знания имеется ряд категорий; являющихся эталоном и высшей ценностью для некоторых научных областей: «истина» в философии; «жизнь» в биологии; «здоровье» в медицине или «гармонично развитая личность» в педагогике. Отсутствие универсального и исчерпывающего определения для каждой из этих категорий не является препятствием к дальнейшим исследованиям в этом направлении.
Так, по мнению Т.А. Ильиной гармоничное развитие достигается на основе реализации соразмерного, согласованного единства всех сторон воспитания. Этой же точки зрения придерживается И.Ф. Харламов. Б.И. Додонов считает, что структура личности приобретает гармоничность не на основе «соразмерного» и «пропорционального» развития всех её сторон, а в результате максимального развития! тех способностей человека, которые создают доминирующую направленность его личности. У Ю.К.Бабанского гармоничное развитие личности означает оптимальную соотнесённость всех сторон её воспитанности с учётом полной реализации духовных, нравственных и физических возможностей. Согласно теории функциональных систем академика П.К. Анохина, гармония достигается не только на основе связи и взаимодействия, но и на основе взаимосодействия. Мы понимаем под гармоничным развитием такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимосодействие, в результате чего каждое из этих качеств способствует эффективности развития другого.
Это интересно:
Основные проблемы дошкольного образования и рекомендации по их решению
Приоритетный национальный проект «Образование», его мощная поддержка Губернатором Челябинской области П.И.Суминым, большинством глав городских округов и муниципальных районов призваны дать новый импульс развития образовательных учреждений области, стать основой для творческой результативной работы ...
Диагностика и результаты нравственного воспитания детей старшего
дошкольного возраста
Выдвинутое нами положение об искусстве как о средстве нравственного воспитания детей дошкольного возраста, позволяет сформулировать цель констатирующего этапа эксперимента, которая состоит в определении уровня нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия литера ...
Роль информационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса
в начальной школе
Развитие средств информационной культуры все более широкое их внедрение в различные сферы образования создают основу для широкого внедрения компьютерных комплексов автоматизации управления учебными заведениями системы общего среднего образования. В настоящее время известно несколько программных сис ...