Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Речь как средство общения возникает на определенном этапе общения, для целей общения и в условиях общения. Ее возникновение и развитие обусловлены, при прочих равных и благоприятных условиях (нормальном мозге, органах слуха и гортани), нуждами общения и общей жизнедеятельности ребенка.
Методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно, следовательно первым условием развития речи является потребность высказываний.
Наличие содержания, материала, т. е. того, о чем нужно сказать – является вторым условием развития речи. Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал для речевых упражнений, поэтому необходима тщательная подготовка материала (рассказов, сочинений и пр.) и забота о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной.
Выражение мысли и общение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков, т. е. главным образом, их сочетаний, различных оборотов речи. Поэтому третьим условием успешного речевого развития является вооружение средствами развития языка. Детям нужно знать образцы языка, создать для них речевую среду.
Четвертым методическим условием является создание широкой системы речевой деятельности: с одной стороны, восприятие хороших образцов речи. С другой стороны – создание условий для собственных высказываний, в которых ребенок мог бы использовать все те средства языка, которыми он должен овладеть.
Пятым условием является составление рассказа по сюжетным картинкам от лица различных персонажей. Это позволяет проследить, как изменится сюжет в зависимости от того, с чьей точки зрения ведется рассказ и кому он адресован. Такой подход, во-первых, позволяет реализовать важное методическое условие развития речи – учет особенностей адресанта и адресата речи; во-вторых, создает основу для творчества учащихся; в-третьих, позволяет пронаблюдать, какие изменения вносятся в структуру и речевое оформление текста в связи с изменением содержания.
В развитии речи отчетливо выделяются три направления: работа над словом (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и работа над связной речью(уровень текста). Кроме того, в объем понятия «развитие речи» включается произносительная работа — дикция, орфоэпия, выразительность, просодия, исправление произносительных недочетов.
Лингвистической базой для первых двух направлений служат лексикология, словообразование, фразеология, стилистика, морфология и синтаксис, что же касается связной речи, то она опирается на теорию текста (лингвистику текста), логику, теорию литературы.
Указанные три линии работы развиваются параллельно, хотя они и находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложения; первое и второе подготавливают связную речь. В свою очередь, связные рассказы и сочинения служат средством обогащения словаря и т. д.
Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств, собственные виды упражнений; наиболее важные из них — это упражнения в связной речи (рассказы, пересказы и пр.). Они представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, так как в них сливаются все речевые умения и в области словаря, и на уровне синтаксическом, умение накапливать материал, логические, композиционные умения и т. п.
По разным данным, дети 7 лет, приходящие в школу, имеют в своем словаре от 3 до 7 тысяч слов, к концу же начальной школы словарь учащихся составляет от 8 до 15 тысяч слов. Это значит, что ежедневно в среднем словарь школьника пополняется 5-8 новыми словами. Более половины новых слов младший школьник получает через уроки русского языка – чтения, грамматики. Следовательно, для обогащения словаря школьников на каждый урок следует планировать работу над 3-4 словами и их значением.
Словарная работа школьника предусматривает цели:
Это интересно:
Теоретические основы обучения глухих детей языку
Вторая половина ХХ века стала эпохой становления коммуникативной системы обучения глухих детей. На разработку её и внедрение были направлены крупные научные силы и поиски педагогов-энтузиастов. Основоположником этой системы был профессор С.А. Зыков. Объединив усилия нескольких групп учёных и педаго ...
Роль
и место способов интеграции в начальной школе
Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями в развитии является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается нами как конечная цель специального обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная же интеграция, явля ...
Технология опыта. Игры, направленные на развитие силы
В играх, способствующих развитию силы, занимающиеся преодолевают собственный вес, вес отягощения, сопротивление противника. В таких играх используются предметы: набивные мячи, гантели, скамейки и т.д. или партнёр по тренировке. Для проведения игр с преодолением собственного веса используются: гимна ...