Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Демонстрация наглядности всегда сопровождается подробными словестными комментариями.
Словестные методы обучения.
Одним из словестных методов обучения является объяснение. Объяснение – метод овладевания теоретическим учебным материалам. Объяснением пользуются при ознакомлении детей с новыми понятиями, с правилами поведения, а также при обращении с инструментами, бытовыми приборами. К объяснению, как к методу обучения, предъявляют при этом следующие требования: доступность, четкость изложения, краткость.
Беседа. На занятиях по социально-бытовой подготовке используются как самостоятельный метод обучения, так и в сочетании с другими методами обучения. Однако, ввиду специфики речевого и интеллектуального развития умственно отсталых детей (преобладание конкретных форм мышления), беседа не может использоваться как один из ведущих методов обучения.
Для поддержания у детей интереса к беседе можно использовать прием введения игровых персонажей – незнающих, неумеющих, опаздывающих на занятия. Например, организовать в конце занятия беседу с целью проверки усвоения материала можно, используя «опоздавший» игровой персонаж, который задает детям вопросы, побуждая тем самым высказываниям.
При знакомстве детей с социальными нормами поведения, при обучении их базовым трудовым процессам очень важно сформулировать у учащихся отношение к этим процессам и правилам поведения, как к важным и необходимым. Как эффективные могут быть использованы следующие дидактические методы и приемы:
1. прием сравнения натуральных объектов (например: чистой и грязной одежды, обуви, посуды и т.д.);
2. рассматривание рисунков, изображающих детей в чистой и грязной одежде, с оторванными пуговицами, оценка их внешнего вида;
3. оценка различных типов поведения детей на изображениях и в реальных ситуациях (например, столовой, при посадке в автобус);
4. метод аналогий (личностной аналогии) (например, «А как бы ты поступил в этой ситуации?», «А как бы ты хотел, чтобы к тебе обратились?»).
На занятиях по социально-бытовой подготовке эффективным является применение метода моделирования реальных ситуаций. Воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни, позволяет выявить модели поведения, взаимоотношения людей к другим объектам окружающего мира (например, животным, одежде, мебели).
При использовании этого метода учащиеся делятся на 2 группы – актеров и зрителей. Учащиеся-зрители внимательно следят за поведением, общением действующих лиц, дают им оценку. Обе эти группы очень динамичны, непостоянны, как по количеству, так и по составу участников. Моделирование реальных ситуаций может применяться при изучении любой темы: «Транспорт», «Комнатные растения», «Жилище», «Одежда», «Питание». Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни.
Модели ситуаций могут быть различными:
1. по содержанию;
2. по характеру демонстрирующих действий, реплик персонажей:
- показываются неверные и верные модели поведения, общения, отношений;
- смоделированы определенные обстоятельства, предложены действующие лица, но определить их действия, реплики должны дети-зрители, т.е. ситуации типа «Как поступить с персонажем?»
Например, такая ситуация: «Автобус. Пассажиров больше, чем мест. Пассажиры разные: дедушка, мама с маленьким ребенком, мужчина, женщина, девочка, мальчик. Кто кому уступит место? Кто сядет Кто останется стоять?». Такие вопросы требуют от воспитанников не только оценки правильности-неправильности предложенного им варианта, но и активности детей в поиске нужного варианта, что требует актуализации и адекватного применения имеющихся знаний.
3. по характеру ситуаций:
- типичные;
- нестандартные, где в ответ на действие или реплику человек получает неожиданный ответ, дети оказываются перед необходимостью искать выход из создавшегося положения: «Что же теперь делать?»;
4. по количеству вариантов поведения, предложенных в ситуации;
5. по количеству участников сюжета;
6. по количеству выполняемых участниками действий.
Метод моделирования реальных ситуаций является одним из наиболее эффективных, но в то же время сложных методов. Воспитанников необходимо целенаправленно и последовательно учить моделировать ситуации. Обучение необходимо начинать с простых ситуаций. После разыгрывания ситуации проводится его анализ. Детям предлагается оценить, правильно ли поступили, общались действующие лица; дается оценка поведению каждого. В случае, если дети оценили поведение отдельных действующих лиц, как неправильное, следует, чтобы они определили, что было сделано не так, как надо было поступить.
Это интересно:
Классификация дисграфии
Наиболее обоснованной является классификация дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма, разработанная сотрудниками кафедры РГПУ им. А.И. Герцена. Ведущими критериями этой классификации являются механизмы нарушения. Выделяют следующие виды дисграфии: ...
Функции и педагогические возможности игры
Игра – явление сложное и многогранное. Анализируя источники, мы выделили несколько важных ее функций: - социокультурная функция может означать синтез усвоения ребенком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей ему выступать в качестве полноправного члена д ...
Методика развития словаря у детей дошкольного возраста
Очень важная задача, стоящая перед взрослыми, это задача обогащения словаря ребенка. У всех людей есть пассивный словарь - в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьм ...