Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Различные возможности вариативности одной и той же игры могут использоваться одновременно (разным детям – разные варианты), а могут и последовательно (на разных этапах усвоения темы – от простого к сложному).
В дидактические игры может быть включен элемент соревнования: между отдельными детьми (каждый за себя) и между группами детей.
На занятиях по социально-бытовой подготовке также с успехом могут использоваться и другие виды игр:
- режиссерские, когда ребенок управляет игрушками, моделями, действует через них;
- сюжетно-ролевые, где роли выполняются самими детьми.
В процессе этих игр происходит закрепление определенных представлений, знаний и умений, а часто и их совокупности по нескольким темам, освоение определенных социальных ролей (например: сына, пассажира, покупателя), накопление некоторого опыта социальных взаимоотношений.
Проводится режиссерская игра разными способами:
1. В соответствии с инструкцией педагога («режиссера»), а затем дети по поручению друг друга выполняют определенные действия со своими персонажами. Важно, чтобы учащиеся – режиссеры учились составлять законченные рассказы, сюжеты.
2. Часть детей передвигают фигурки, совершают иные (вышеописанные) действия, а остальные озвучивают их, произнося предложения, которые в совокупности образуют рассказ.
В игру можно вводить и различные задания для учащихся, действующих с персонажами, либо для зрителей, чтобы они подсказали или исправляли ошибки персонажей.
Могут быть организованы ситуации с ошибками, например: «Саша купил в магазине не хлеб, а булочки; зашел не в тот магазин». Дети должны заметить ошибки.
Таким образом, режиссерская игра – это не только один из интересных и эффективных для детей методов закрепления социальных знаний и умений, но и обладает большими возможностями для развития речи: уточнения и расширения словарного запаса, введения слов и выражений в активный словарь, формирования грамматического строя речи, умения связанно высказываться, развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения.
Кроме того, создавая макеты, различные атрибуты для игры дети занимаются рисованием, аппликацией. Эти виды заданий предлагаются детям для уточнения и закрепления формируемых у них представлений и знаний.
Например, можно предложить воспитанникам:
нарисовать предмет:
- по образцу;
- по представлению;
- по заданию – описанию педагога (например: дается шаблон платья и предлагается раскрасить его определенным образом: воротник, пояс, манжеты – желтым цветом, остальные части – красным);
- по своему замыслу.
Наряду с режиссерскими играми при формировании у воспитанников социально-бытовых представлений, знаний, умений, могут широко использоваться сюжетно-ролевые игры.
В отличие от режиссерских игр, где учащиеся рассказывают, как действует то или иное лицо, в сюжетно-ролевой игре учащиеся сами выполняют действия с исполняемой ролью. Сюжетно-ролевые игры могут проводиться на любую тему программы и способствовать закреплению знаний о группах предметов (например: одежда, посуда, мебель, продукты), различных умений (например: покупка товаров, складывание одежды), социально-культурных норм поведения. Учитель, опираясь на изучаемый материал, подбирает простые и относительно сложные сюжеты, предлагая их для разыгрывания ученикам. В том случае, если ситуация простая, ученикам дается краткое указание, как действовать. Если предстоящая игра относительно сложная и ученики должны выполнять ряд действий и произносить реплики, то участники к ней готовятся заранее. Учитель во время разыгрывания сцен выступает в роли ведущего: рассказывает, где протекает действие, какие события происходят, создает определенный эмоциональный настрой. Он привлекает школьников к оценке разыгранных перед ними событий, особо обращает их внимание на действие актеров, которые несут в себе основную смысловую нагрузку.
Сложность игры возрастает от класса к классу. В конце седьмого и в восьмом классе учащимся предлагаются сюжеты для разыгрывания без предварительной подготовки.
В процессе разыгрывания реальных ситуаций, учащиеся не только закрепляют определенные знания и умения, но и учатся общению, что весьма важно для умственно отсталых детей.
Успешность социальной адаптации определяется не только количеством сформированных у них знаний, умений и навыков, но и способностью адекватно применять их в разнообразных жизненных ситуациях. С этой целью следует использовать приемы проблемного обучения. К ним прежде всего относится создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение, возникающее в случаях, когда человек не может действовать стандартно, он поставлен перед необходимостью искать решение. Разрешение этих ситуаций развивает способность детей ориентироваться в обстановке, формирует привычку анализировать условия, в которых приходится действовать, адекватно применять знания в измененных условиях. Разрешение этих ситуаций развивает способность детей ориентироваться в обстановке, формирует привычку анализировать условия, в которых приходится действовать, адекватно применять знания в измененных условиях. Возможность создания проблемной ситуации имеется на каждом занятии по социально-бытовой подготовке детей и реализуется в процессе беседы, сюжетно-ролевых и режиссерских игр, моделирование реальных ситуаций и других методов обучения.
Это интересно:
Общие положения деятельности министерства образования и науки Челябинской
области
Министерство является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим государственную политику в сфере образования, науки, научной, научно-технической деятельности, а также молодежной политики. В своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными зак ...
Анализ постановки проблемы в
методической науке
Моделирование как учебное действие направлено на формирование умственных операций, необходимых для освоения правил построения и использования моделей в процессе научно-теоретического мышления. У.Е. Минтоном было обнаружено, что существенные признаки и связи, зафиксированные в модели, становятся наг ...
Экологические аспекты изучения темы «полимеры» в курсе химии средней
общеобразовательной школы
Экологическое образование и развитие школьников – полноценная область знания, познания самого себя, окружающего мира, которая реально воздействует на формирование мировоззренческой компоненты их развития как личностей. Вашему вниманию представляется урок на тему: «Полимеры», наполненный экологическ ...