Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Задачей этого раздела является формирование у глухих учащихся первоначальных умений чтения и письма, то есть, по существу, речь идёт об овладении письменной речью. Так же как и в устной речи, здесь выделяется импрессивная форма – чтение и экспрессивная – письмо. Овладение и той и другой формой речи представляет значительные трудности не только для глухих, но и для слышащих детей. Эти трудности связаны не только с техникой чтения, но и с осознанием прочитанного.
Навыки чтения и письма – это речевые навыки, а само чтение и письмо представляют собой виды речевой деятельности, для овладения которыми большое значение имеют мотивы, потребности. Если устная речь усваивается слышащим ребёнком в процессе общения с окружающими почти спонтанно, то овладение письменной речью требует сознательного её усвоения.
Русское письмо – звуковое, фонемное, то есть, каждой фонеме соответствует свой знак, своя графема. Механизм чтения состоит в перекодировании письменных (печатных) знаков, их комплексов в смысловые единицы. Механизм письма заключается в переводе смысловых единиц в условные знаки. При письме звуки перекодируются в буквы, при чтении наоборот.
Советские психологи, лингвисты, методисты, раскрывая психолого-физиологические основы процессов письма и чтения, отмечают, что овладение детьми этими видами речевой деятельности требует от них волевых, интеллектуальных, физических усилий. В начале обучения процесс чтения осуществляется медленно, так как «поле чтения» ребёнка – одна буква, он должен её воспринять, узнать, перевести в нужный звук. Сколько букв в слове, столько подобных актов необходимо совершить. Затем нужно объединить звуки в слоги, слоги в слова. Техническая сторона чтения требует большого внимания, напряжения. Но даже прочитанное слово не всегда и не сразу понимается ребёнком. Осознание значения прочитанного происходит не одновременно с процессом чтения. Наибольшая трудность при чтении заключается в звукослиянии – дети произносят отдельные звуки, но не сливают их в слог .
При письменной системе обучения языку за основу бралась письменная речь, которая рассматривалась как база для устной речи. При письме от понятия переходили к графическому его изображению, а при чтении от графического образа – к понятию.
Сущность обучения грамоте сводится к заучиванию графических образов и соотношению их с понятиями. Обучение грамоте шло одновременно с развитием письменной речи, поэтому, говоря об обучении речи, имели в виду и обучение грамоте.
При чистой устной системе чтения и письмо допускались как вспомогательные средства обучения устной речи и были подсинены решению этой задачи. Выдающийся русский сурдопедагог Н.М. Лаговский отмечал: «В училище глухонемых также учат читать и писать, но это делается, так сказать, между прочим». Сам он придавал большое значение обучению письму и считал, что его следует начинать одновременно с обучением устной речи. При обучении чтению и письму Н.М. Лаговский рекомендовал следовать звуковому синтетическому методу: обучить произношению звука, потом чтению и письму соответствующей буквы, затем слога и слова.
Большое значение в развитии методики обучения чтению и письму имели буквари, разработанные Ф.А. Рау и Н.А. Рау, первый из которых был издан в 1903 году. Работая по нему и соблюдая звуковой синтетический метод обучения грамоте, учителя обучали детей устной речи и чтению. Читая, учащиеся обучались произношению.
В 20-е годы в школу для глухонемых проник распространенный в это время в массовой школе метод целых слов. В программах для школ глухонемых (1929 г.) указывалось, что вся работа школы, в том числе и обучение грамоте, служит задачам развития устной речи и что материалом для чтения и письма служат не бессмысленные сочетания звуков, а слова и фразы. однако учащимся не предлагалось усваивать звуковой состав слова. Поэтому запоминание графического образа слов и узнавание их при чтении было формальным, мёртвым. При письме дети срисовывали одну букву за другой.
В 1939 году появился новый «Букварь» Ф.А. и Н.А. Рау, в котором отразился новый этап в развитии методов обучения грамоте. В основу его лёг звуковой аналитико-синтетический метод. Применительно к массовой школе данный метод обучения грамоте предусматривал развитие у детей навыка слышать и различать звуки речи, выделять слова, слоги, звуки и производить их объединение, синтез. Порядок работы по обучению грамоте, описанный Н.А. Рау и Ф.А. Рау в предисловии к «Букварю» 1939 г. также предусматривал начинать работу со слова, с его произнесения. Но дальнейшему анализу подвергалось не устное слово, а письменное, то есть его буквенный состав. В ходе анализа дети обучались произношению. Анализ методики обучения грамоте по этому «Букварю» позволил С.А. Зыкову сделать вывод, что правильнее было бы назвать этот метод не звуковым, а буквенным аналитико-синтетическим методом, поскольку анализу и синтезу подвергается слово, записанное на табличке.
Дальнейшее развитие практики обучения глухих детей привело к созданию звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте (С.А. Зыков), на основе которого построен «Букварь для глухонемых детей» (1940 г.). Раскрывая сущность этого метода применительно к школе глухих, С.А. Зыков писал: «Обучение грамоте следует за развитием устной речи. Как только учащиеся научатся произносить звук изолированно и в слове, можно переходить к показу графического знака этого звука – к обучению грамоте». Дети учатся читать и писать те слова, которые научились произносить. Причём, обучение чтению и письму идёт одновременно.
Это интересно:
Психофизиологические особенности младших школьников
Владение русским языком дает возможность ребенку усваивать все предметы школьного цикла и с успехом реализовать воспитательные возможности этих предметов. По мнению методистов, занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. В первые годы ...
Занятия по воспитанию интереса к природе средствами поэзии Граубина
На втором (формирующем) этапе исследования мы провели работу, которая заключается в воспитании у детей интереса к природе средствами поэзии нашего забайкальского писателя – Георгия Граубина. Мы старались благодаря стихотворениям Граубина сформировать у детей знания о мире животных, о растительном м ...
Возрастные особенности личности младшего школьника
В нашей исследовательской работе мы рассмотрим развитие младших школьников в целом и специфику проявления их индивидуально-личностных и возрастных особенностей. Подласый И.П. считает, что к 6 годам ребёнок в основном готов к систематическому школьному обучению. О нём можно говорить уже как о личнос ...