Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Самостоятельность как условие формирования профессиональной компетентности специалиста

Страница 2

Второй подход связан с качественной характеристикой интеллектуальной активности, понимаемой как продуктивность мыслительной деятельности, которая лежит в основе творческого процесса. Высшим проявлением интеллектуальной активности считается интеллектуальная инициатива, которую определяют как самостоятельную постановку проблемы, имеющую место на первом этапе творчества.

Вопрос о соотношении мышления и творчества не имеет однозначного решения в современной психологической науке. Наиболее часто под творческой понимается деятельность, которая приводит к получению нового продукта, к созданию новых материальных или духовных ценностей. Однако такое определение не может быть основой для его психологического анализа, поскольку в нем в качестве критерия выделяется не процесс, а результат деятельности (новизна и оригинальность созданного продукта). Вместе с тем, элементы творчества встречаются там, где результат не является ни новым, ни оригинальным. Усилия психологов в большей мере направлены на создание экспериментальных методик, которые дали возможность объективно исследовать процесс творчества.

Исследование интеллектуальной инициативы методом "креативного ноля" позволило выявить три уровня интеллектуальной активности. Высший ее уровень, названный креативным, характеризуется тем, что обнаруженная испытуемым эмпирическая закономерность становится для него не просто формальным приемом, а самостоятельной проблемой, ради которой он готов прекратить предложенную ему в эксперименте деятельность и долго думать над загадочностью и мистикой необходимой задачи. При этом данная задача определялась испытуемыми как собственная проблема, разрешение которой более значимо, чем успех в эксперименте. Эксперименты показали, что, несмотря на то, что постановка и формулирование проблемы требуют значительных интеллектуальных усилий, испытуемые с высокими показателями креативности добровольно выполняют такую задачу. Таким образом, было доказано, что в интеллектуальной инициативе проявляются не только особенности умственной деятельности, но и другие особенности личности (воля, интересы, мотивы деятельности и др.).

Мышление определяется как творческое, если человек самостоятельно решает новые для него задачи, преобразуя имеющуюся информацию или самостоятельно добывая ее в процессе взаимодействия с объектами и субъектами, изучения литературы и т.п. Творческое мышление предстает в двух видах: как "открытие для других" и как "открытие для себя". В первом случае результат имеет общественную значимость, во втором - не обладая общественной значимостью, он представляет ценность для самого субъекта. В этом смысле всякое мышление можно рассматривать как творческое (А.В. Брушлинский).

В отношении к истине обнаруживается активность мышления, стремление к истине и творчество характеризуют высокий уровень развития субъекта (С.Л. Рубинштейн). В наибольшей мере развитию самостоятельности мышления способствует научное творчество.

В формировании самостоятельности мышления существенное значение имеют коммуникативные аспекты. Именно в процессе общения наиболее явственно обнаруживаются противоречия в содержании знаний и в способах их организации. Субъективное отношение к высказыванию формируется благодаря тому, что наличие нескольких мнений по одному и тому же вопросу вызывает необходимость анализа суждений, их сопоставления, оценки, выявления между ними противоречий и разрешения этого противоречия. При этом коммуникационный аспект мышления может выступать как в процессе непосредственного, так и в процессе опосредованного общения.

Роль коммуникации в формировании самостоятельности мышлении заключается в том, что скрытое противоречие актуализируется и выступает в виде различных мнений, что побуждает субъекта к выработке своей собственной позиции.

Информация между людьми проходит фильтр доверия и недоверия. Она может быть абсолютно истинной и полезной, но оставаться не принятой, не пропущенной этим фильтром. И наоборот, она может быть ложной и вредной, но принятой в силу доверия. Полное доверие к внушенному содержанию представляет собой суггестию. Однако, суггестия обычно действует в сочетании с контрсуггестией (психологическим механизмом негативной реакции на суггестию).

Таким образом, критичность и самостоятельность мышления является основным способом противодействия внушению и влиянию. Противоречие служит для мышления стимулом к самостоятельной работе, к самостоятельному рассмотрению самого предмета мышления, а не суждений о нем других людей.

Подлинная самостоятельность мышления выступает как субъектное свойство личности, как единство мотивов, операций и коммуникаций. Ощущение собственной правоты повышает самооценку личности, энергизирует интеллектуальную активность и самостоятельность. Недостаток знаний и аргументов, обнаружившийся в процессе общения, побуждает личность к более активному и сознательному отношению к процессу усвоения знаний и интеллектуальному развитию. Высшим уровнем развития самостоятельности мышления является интеллектуальная инициатив.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Сущность понятий творчества, творческая деятельность, творческие способности
Многие исследователи детской психологии и психологии творчества убеждают в возможности обучить творчеству, дать детям осмысленный импульс к творческой деятельности. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к то ...

Уровни развития пространственного мышления у младших школьников
В психолого-педагогической литературе довольно много работ освещают вопросы развития пространственной ориентации у детей преддошкольного и дошкольного возраста (В.Е. Ботурова, Н.И. Голубева, М.Н. Волокитена, А.В. Запорожец, А.Н. Знаменская, Е.И. Игнатьев, А.Я. Колодная, А.М. Леушина и др.). В их ра ...

Дидактические принципы в обучении
Одна из важных и постоянных задач педагогики — это при­ведение содержания и методов обучения в соответствие с тенден­циями развития науки, техники, производства и последними до­стижениями в работе новаторов производства. В связи с этим обновляются учебные программы, из них исключается устарев­ший м ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru