Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Результаты теоретического анализа разработки проблемы профессиональной компетентности специалиста в отечественной психологии показали, что самостоятельность является важной характеристикой при формировании профессиональной компетентности. Самостоятельность известна каждому человеку, и в житейской психологии определена достаточно четко. Однако, предметом научного осмысления в психологии самостоятельность становилась только в рамках прикладных исследований других характеристик и феноменов (активности, творчества, критичности и т.д.).
В связи с этим необходимо определить место и роль самостоятельности, установить, как обнаруживает и проявляет себя это качество при формировании профессиональной компетентности специалиста.
Самостоятельность, выступая как качество профессиональной компетентности специалиста, интегрирует в себе как активные, деятельные (активность, инициативность, самодвижение и самодетерминация), так и гносеологические, созерцательные (сознание, рефлексивность, теоретическое мышление) характеристики компетентности. Только в неразрывном единстве активных и созерцательных компонентов самостоятельность является качеством профессиональной компетентностью.
Ядро самостоятельности как субъектного свойства личности составляет саморегуляция познавательных психических процессов, и, в первую очередь, самостоятельность мышления.
Регуляторная функция личности имеет два аспекта: побудительный и исполнительский. Побудительный и исполнительский аспекты регуляторной функции личности не всегда развиваются в единстве. В одних случаях может преобладать побудительный аспект, в других — исполнительский. По-видимому, ни в том, ни в другом случае личность нельзя назвать самостоятельной. Самостоятельность связана с таким уровнем развития личности, когда достигается единство между побудительным и исполнительским аспектами регуляторной функции.
В регуляции субъектом своей деятельности выделяются три уровня в зависимости от объекта регуляции.
Первый уровень предполагает регуляцию самих действий с целью их преобразования в соответствии с логикой объекта. Этот уровень регуляции человека своими умственными действиями в процессе решения задач в психологии называют "познавательной самостоятельностью".
Второй уровень связан с изменением посредством действий предметов и объектов, а также обстоятельств и людей.
Третий уровень характеризуется изменением самой личности под влиянием обстоятельств и в процессе изменения этих обстоятельств. Этот наиболее высокий уровень регуляции — саморегуляция - и есть самостоятельность как субъектное свойство личности. На этом уровне регуляции самостоятельность выступает как дееспособность личности, как активность и способность к мобилизации и концентрации всех жизненных сил. При саморегуляции субъект соотносит свои стремления с реальными возможностями и способностями.
Анализ активной, действенной стороны самостоятельности следует дополнить рассмотрением ее гносеологического компонента, раскрывающегося через характеристики самостоятельного мышления. Самостоятельность мышления рассматривается в психологии в связи с овладением способами интеллектуальной деятельности и решением творческих задач.
В современных исследованиях мышления при всем разнообразии подходов прослеживается общая тенденция — метафизическое противопоставление и разрыв воспроизводящей и творческой деятельности личности в процессе познания. Воспроизводящая деятельность рассматривается при этом как начальный этап мышления, творческая деятельность - как второй, высший его этап.
При таком подходе самостоятельность мышления рассматривается лишь в русле творческой деятельности, первым этапом которой является постановка проблемы. Однако известно, что при определенных условиях приобретение знаний и превращение их в опыт личности может вызывать критическую работу мысли, вырабатывать собственную точку зрения, собственное мнение и убеждения. Данное обстоятельство позволяет полагать, что предпосылки творчества и самостоятельности мышления закладываются уже на том этапе познания, когда осуществляется переход от незнания к знанию, т. е. в самом процессе усвоения знаний. В этом случае самостоятельность мышления выступает как способность личности "переводить" суждения, возникающие в ходе усвоения знаний, в собственные мнения и убеждения.
Первооснова потенций человека как профессионала заключается в неразрывной взаимосвязи индивидуальных возможностей умственной активности и саморегуляции. Индивидуальные различия в саморегуляции оказывают влияние на протекание и продуктивность интеллектуальной деятельности личности. Таким образом, саморегуляция рассматривается как фактор общей одаренности, высоких интеллектуальных способностей человека.
В исследованиях интеллектуальной активности личности выделяются два основных подхода. Первое направление (А.И. Крушюв, Н.С. Лейтес, В.Н. Сагатовский и др.) рассматривает интеллектуальную активность как интенсивность умственной деятельности и исследует ее через количественную характеристику последней (измеряются напряженность, скорость, длительность процесса интеллектуальной деятельности).
Это интересно:
Уровни развития пространственного мышления у младших
школьников
В психолого-педагогической литературе довольно много работ освещают вопросы развития пространственной ориентации у детей преддошкольного и дошкольного возраста (В.Е. Ботурова, Н.И. Голубева, М.Н. Волокитена, А.В. Запорожец, А.Н. Знаменская, Е.И. Игнатьев, А.Я. Колодная, А.М. Леушина и др.). В их ра ...
Определение и простейшие свойства двойного интеграла
Задача об объеме цилиндрического тела Наподобие того, как задача о площади криволинейной трапеции приводит к понятию простого определенного интеграла, аналогичная задача об объеме цилиндрического бруса приводит к новому понятию – двойного (определенного) интеграла. Рассмотрим тело , которое сверху ...
Пути и средства развития логического мышления
Развитие мышления при изучении математики состоит в формировании у учащихся характерных для этого предмета приемов мыслительной деятельности. При этом важно, чтобы в структуру умственной деятельности школьников помимо алгоритмических умений и навыков, фиксированных в стандартных правилах, формулах ...