Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Прием развития критического мышления «представление информации в кластерах» был использован на уроке по теме «Ветер» и практической работе «Описание природных зон Тульской области на примере г. Киреевска».
На стадии вызова, следуя инструкциям учителя, учащиеся заполняли таблицу «Знаю. Хочу знать. Узнал». В колонке «Знаю» учащиеся вписывали свои имеющиеся знания о ветре, используя ключевые слова. Был возможен обмен информацией в парах, дополняя или отбрасывая лишнее. После обсуждения информация сверяется с той, которая представлена на слайде. К радости учащихся она совпала. Были вписаны ключевые слова: - движение;
-сила;
- скорость;
- направление.
Это все, что школьники уже знали о ветре из собственного опыта.
Данный прием помог активизировать знания, определить ключевые слова и понятия, необходимые для усвоения нового материала, помог расширить и систематизировать знания по изученному вопросу.
Далее учащиеся самостоятельно заполняли вторую колонку таблицы «Хочу знать» и писали в ней все, что им хотелось бы узнать о ветре. Были вписаны такие вопросы:
- как узнать скорость ветра?
- от чего она зависит?
- почему ветер меняет свое направление? и т. д.
Вписанные вопросы являлись планом урока. Данный методический прием позволил подвести учащихся к формулировке задач урока:
- выявить причины возникновения ветра;
- узнать от чего зависит сила , скорость и направление ветра;
- выяснить, как ведут наблюдения за ветром и обрабатывают полученные
результаты.
Для определения понятия «ветер» был проведен опыт с зажженной свечей.
На стадии осмысления учащиеся сами формулировали определении «ветер» основываясь на увиденном опыте. Понятие формируется с выделением ключевого слова и его признаков и записывается в виде схемы. Данный прием позволил осознанно запомнить понятие.
Для выявления причин возникновения ветра школьники просматривали видеослайды и делали выводы:
- разная подстилающая поверхность (суша и море нагреваются по- разному);
- над сушей и морем разная температура;
- разное давление.
Перечисленные причины рассматривались графически и ставились в логическую последовательность.
В начале рассматривали образование дневного бриза. Для этого на рисунке поочередно появлялись: 1) различная подстилающая поверхность (суша и море), 2) различная температура , 3) различное давление,4) как следствие – возникновение ветра. Далее учащиеся вырисовывали схему дневного бриза:
☼ В Н
~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~
и записывали ее в виде ключевого слова и его признака:
![]() |
После этого учащиеся составляли самостоятельно схему ночного бриза и записывали ее в виде ключевого слова и его признака.
Рассмотрев причины образования ветра, мы предложили отметить их на раздаточных листах. Использовался прием «представление информации в кластерах». Его цель: систематизация материала по степени его значимости, логической последовательности, с учетом причинно-следственных связей. Учитывая возрастные особенности детей, использовалась поэтапная работа с кластером.
Далее мы сообщили, что бывают и другие виды ветра кроме бриза. О муссоне учащиеся узнали из текста учебника. После прочтения они объясняли образование данного ветра на схеме и записывали ее в виде ключевого слова и его признака. На карте России стрелками синего и красного цвета школьники отметили зимний и летний муссон и места его распространения.
Мы сообщили, что есть еще другие постоянные ветра: ветер западного переноса, стоковые ветры, пассаты. Все эти виды ветра вносятся в кластер, расширяя его информацию.
Позже мы рассказали о том, что существуют местные ветры со своими необычными самобытными названиями и перечислили их, характеризуя место распространения и обосновывая данное название. Этот прием расширил кругозор учащихся и способствовал дальнейшей познавательной деятельности.
Для характеристики силы и скорости ветра мы использовали отрывки из литературных произведений, как активное средство для развития мышления учащихся.
Это интересно:
Развитие фонематического восприятия в онтогенезе
В соответствии с точкой зрения М. Е. Хватцева [ 19 ], различение фонем происходит сравнительно медленно: ещё на втором году жизни дети не различают слов бак, мак. Только со второй половины второго года начинается смысловая дифференциация слов, а с ней и смыслоразличительная функция звуков, то есть ...
Обобщение опыта работы социального педагога с
многодетными семьями
По теме нашего исследования была организована и проведена опытно-эксперементальная работа на базе общеобразовательной школы № 113. Целью данного эксперимента является изучение социально-психологических особенностей современной многодетной семьи, а также определение приоритетных направлений работы ш ...
Общие принципы интеграции в эффективной подготовке школьников к безопасной
жизнедеятельности
Исходя из того, что ОБЖ – предмет сугубо практический и охватывающий все стороны человеческой деятельности, в планировании преподавания данного предмета в средней школе необходимо учесть связь ОБЖ с другими предметами школьной программы. Использование таких связей позволяет не только усилить положи ...