Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Процесс формирования коллектива

Страница 1

Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти; вычленил этапы (стадии) развития коллектива.

Стадии формирования коллектива.

Становление коллектива:

коллектив – воспитательная цель педагога,

организатор коллектива - педагог,

требования предъявляет педагог,

выделение актива (воспитанники, поддерживающие требования педагога),

основа сплочения коллектива:

общая цель,

общая деятельность,

общая организация.

Усиление влияния коллектива:

максимум внимания педагога к работе с активом,

действуют механизмы самоорганизации и саморегуляции,

актив предъявляет сам требования к воспитанникам,

круг требований постепенно расширяется,

коллектив – инструмент целенаправленного воспитания социально важных качеств личности,

высоки возможности использования коллектива для решения важных задач.

Противоречия 2 стадии:

коллектив - отдельные личности,

общие - индивидуальные перспективы,

нормы поведения коллектива - нормы, стихийно складывающимися в нем, между отдельными группами воспитанников с различными ценностными ориентациями.

Расцвет коллектива:

более высокие требования к себе, чем к другим,

коллектив – инструмент индивидуального развития каждой личности,

основной признак - общий опыт, одинаковые оценки событий.

Макаренко отмечал, что « актив является тем здоровым и необходимым в воспитательном детском учреждении резервом, который обеспечивает преемственность поколений в коллективе, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива».

В настоящее время сложился и другой подход (Л.И. Новикова, А.Т. Куракин и др.) к определению стадии развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут сплачивать детей.

К таким средствам они относят:

наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед;

систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность;

соответствующая организация совместной деятельности (систематическое создание отношений ответственной зависимости между воспитанниками, обеспечение действенной работы органов коллектива);

систематическая практическая связь детского коллектива через наличие положительных традиций и увлекательных перспектив;

атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина.

Можно выделить еще один перечень этапов формирования коллектива. На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. Следует отметить, что большинство воспитанников, особенно младших возрастных групп, практически сразу и безоговорочно принимают эти требования. Показателями, по которым можно судить о том, что диффузная группа переросла в коллектив, являются мажорные стиль и тон, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение реально действующего актива. О наличии последнего, в свою очередь, можно судить по проявлениям инициативы со стороны учащихся и общей стабильности группы. На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив. Педагогу в связи с этим необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Однако сам актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к активу, а через него и к отдельным воспитанникам. Таким образом, категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива. Если этого нет, то нет и коллектива в истинном смысле. Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. "Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой", - писал А.С. Макаренко. Положение, "когда требует коллектив", говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогом. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении. Коллектив растет, постепенно переходя, на новые этапы своего развития. Достижение уровня коллектива – трудная задача для любой группы. Далеко не каждый класс может подняться на этот уровень и долго удерживаться на нем. Коллектив – это пик, вершина развития класса. Из всего вышеизложенного, делаем вывод, что формирование коллектива – это сложный и многоплановый процесс, проходящий ряд очень важных этапов, которые нельзя форсировать. Этот процесс связан с вычленением параметров и разработкой критериев, характеризующих уровень развития коллектива и положение личности в системе внутриколлективных отношений. Коллектив – это динамическая система, в которой постоянно происходят многообразные изменения как в системе отношений, складывающихся в коллективе, так и в личностных характеристиках его членов. Вместе с тем, мы отмечаем, что формирование коллектива – это, безусловно, педагогически управляемый процесс, эффективность которого во многом зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно педагог диагностирует ситуацию и выбирает наиболее эффективные формы и методы педагогического воздействия. Для каждого ребёнка важно находиться в коллективе, который будет благоприятно воздействовать на него, и развивать его, как личность. Но для этого необходимо учитывать особенности младшего школьника.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Особенности внимания у детей с задержкой психического развития
Вопросы внимания затрагивали и глубоко изучали многие ученые и психологи как в нашей стране, так и за рубежом. Каждый стремился изучить и показать наиболее актуальную сторону и пути развития внимания. Так в работах Ф.М. Гоноболина рассматриваются методы и приемы воспитания внимания учащихся на урок ...

Воспитание как антропологический процесс
«Воспитатель, который не вдалбливает, а освобождает, не тянет, а поднимает, не угнетает, а способствует формированию личности, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, вместе с ребенком переживает множество вдохновенных минут. В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребен ...

Значение каждого элемента для профессиональной деятельности
Каждый элемент структуры сознательной дисциплины имеет определенное значение в профессиональной деятельности. Например, дисциплинированность обеспечивает внутреннюю упорядоченность мыслей и эмоций, понимание того, как ранжируются цели и задачи; что первостепенно, что вторично. Дисциплинированность ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru