Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
- большинство показало средний уровень развития способности – 69% (33 из 48 человек);
- 7 человек показали высокий уровень (приблизительно 14%);
- 8 человек имеют низкий уровень развития способности к классификации.
Одним из наиболее распространенных в практике исследования мышления любых видов является метод «Исключение лишнего». С помощью этого метода можно достаточно убедительно показать особенности аналитической и синтетической деятельности мозга. Так, например, если испытуемым предъявить несколько названий рек России — Волга, Лена, Ангара, Иртыш, Обь — и попросить выбросить одно лишнее название, то чаще всего испытуемые исключают слово «Волга», поскольку все остальные реки находятся на территории Сибири. Иногда появляются ответы «Иртыш» по причине грамматических особенностей рода (все остальные названия женского рода), иногда — «Ангара» (единственный приток Енисея). По степени обобщенности признаков ответ «Волга» наиболее правилен. Аналогично оцениваются результаты и при использовании картинок с четырьмя нарисованными предметами, где один предмет надо исключить: например, на карточке нарисованы керосиновая лампа, электрическая лампочка, свеча и солнце, где правильный ответ — «солнце». Рассуждения типа «надо удалить свечу, она быстро сгорает и невыгодна» свидетельствуют о снижении и даже искажении уровня обобщений. Образец методики представлен в приложении.
В предлагаемой методике используется 24 набора достаточно близких по смыслу понятий. Задачей испытуемых является отбор в каждой строчке только двух слов, наиболее тесно связанных с тестовым словом, стоящим перед скобками. Возможно обсуждение первого задания с целью снятия всех вопросов и затруднений испытуемых. Кстати, по этим вопросам экспериментатор может составить представление об особенностях процесса мышления, например, о его излишней конкретности, расплывчатости, слабой сосредоточенности на цели.
По результатам нашего исследования максимальное количество баллов не набрал ни один школьник.
Результаты диагностики контрольной группы
№ п/п |
Респондент |
Уровень развития понятийного мышления |
1 |
Алёна А. |
средний |
2 |
Алёша Р. |
средний |
3 |
Аня З. |
высокий |
4 |
Богдан Л. |
средний |
5 |
Вика Ч. |
средний |
6 |
Даниил Б. |
средний |
7 |
Даниил М. |
средний |
8 |
Даша П. |
средний |
9 |
Диана В. |
высокий |
10 |
Егор Л. |
средний |
11 |
Ирина Г. |
средний |
12 |
Кирилл Л. |
средний |
13 |
Кристина К. |
средний |
14 |
Коля Н. |
средний |
15 |
Макар Б. |
средний |
16 |
Маша О. |
средний |
17 |
Олег Г. |
средний |
18 |
Ольга Н. |
высокий |
19 |
Саша Д. |
средний |
20 |
Света А. |
средний |
21 |
Серёжа Е. |
средний |
22 |
Фёдор Н. |
средний |
23 |
Яна Ж. |
средний |
Это интересно:
Организационно – педагогические условия развития
самостоятельности
Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести ...
Характеристика занимательного материала по русскому языку
Занимательный материал - материал, необходимый для создания интереса к игровому материалу, для привлечения внимания детей к уроку. К занимательному материалу относятся сказки, загадки, стихи, ребусы, кроссворды, шарады, головоломки, чайнворды и другие. Рассмотрим более подробно головоломку, кроссво ...
Ярославская областная общественная организация Российского Союза Молодежи
Российский Союз Молодежи, как независимая от партий и политических течений организация, появился в 1991 году. Однако от своего прародителя - комсомола - правопреемник не отрекся, взяв все лучшее, что было накоплено всесоюзной организацией за 80-летнюю историю. В Ярославской области передача полномо ...