Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Но здесь возникает проблема: как увидеть, ребенок оперирует образом или сравнивает поэлементно? Каким должен быть посредник?
Если же разрабатывать диагностику “оперирование образами” на алгебраическом материале как аналог диагностики Поливановой и Ривиной, т.е. с указанием на способ действия, то диагностика может носить формирующий характер. Например, задается вопрос: что это такое (m - n)(х + у)? Ответ – моном от переменной (х + у). Если ребенок поймет (х + у) как место, в которое можно вписать все, что угодно, то, возможно, он с легкостью выполнит задание 3.
Таким образом, появляется предположение об образе алгебраического выражения как месте. Посредником же может быть “схема”. Например: предлагается задание – кандидат 3 и предлагается набор схем:
Вопрос испытуемому: какой схемой ты будешь пользоваться, для решения задачи? По выбору схемы можно судить о том, какой образ данного выражения построен у ребенка, т.е. какой “системой мест” он пользуется в данном случае (мыслит ли он многочленом (а) или просто суммой (б)).
Было проведено пилотное исследование (в 6 “А” классе Красноярской университетской гимназии №1). В результате была подтверждена гипотеза о том, что действия детей будет меняться при переходе от заданий со “знакомыми” алгебраическими выражениями к заданиям с “незнакомыми” выражениями. Выполняя задание 1, дети выбирали, например, вариант (з), допуская, что его можно преобразовать до требуемого вида. Выполняя же задание 3, дети выбирали выражения, не допуская преобразования до образца.
В первом случае дети ориентировались не только на форму, но и на значение выражения. А т.к. формулы сокращенного умножения были хорошо известны детям, то они могли преобразовывать их мысленно. Во втором случае – только на форму.
Вывод.
Для разработки диагностики “оперирование образами” на материале алгебры нужно решить несколько существенных вопросов. Какие действия будут определять умение оперировать алгебраическими образами? Как узнать, что делает ребенок с алгебраическим материалом?
Автору кажется верной гипотеза о том, что образом алгебраического выражения является форма как система мест, куда, в свою очередь, можно подставить любое выражение.
Также дополнительных исследований требует вопрос о возможности построения формирующих заданий, для повышения эффективности изучения различных алгебраических выражений (например, квадратных уравнений, формул сокращенного умножения).
Традиционно предметные диагностики в РО используются для того, чтобы выявить уровень сформированности мышления у каждого ребенка. На основании уровня мышления делается заключение о сформированности понятия. Такого рода диагностика проводится индивидуально с каждым учеником во внеурочное время, и интерпретация результатов невозможна без специалиста – психолога.
Для педагога РО важно иметь такую систему заданий, которая позволяла бы: определять, лежит ли понятие “в зоне ближайшего развития класса”, уровень сформированности понятия, нужно ли еще “доформировывать” понятие или можно “идти дальше”. При этом диагностические задания используются во время урока.
Через отслеживание формирования понятия учитель сможет отслеживать и развитие класса без постоянного участия и контроля со стороны психолога и при необходимости скорректировать свою деятельность.
Заметим, что для построения системы заданий, которая позволяла бы учителю определять уровень сформированности понятия и производить ее во время урока, может быть использован материал предметных диагностик.
Такого рода предметную диагностику назовем педагогической.
Разработка педагогических диагностик является абсолютно новой задачей.
В качестве задачного материала может использоваться материал предметных диагностик, но он должен быть естественно связан с темой урока.
Место и время проведения педагогической диагностики – урок. Возможности включения педагогической диагностики в урок будут показаны на примере разработанной диагностики (см. приложение 4).
Это интересно:
Приёмы восстановительного обучения, используемые в ходе эксперимента
1. Пациент C.В.И. 10.04.1925г. Логопедический диагноз: Афферентная моторная афазия. Учитывая сложность патологии (повреждение головного мозга), коррекционная работа длится длительно. Одно задание может усваиваться в течение 2-3 недель. При работе с данным пациентом, мы обратили внимание, что усвоен ...
Образовательный компонент «Окружающий мир» в современной четырехлетней
начальной школе
В Базисном учебном плане, введенном в действие в 1998/99 учебном году, две образовательные области – естествознание и обществознание на уровне начального звена объединены в один образовательный компонент «Окружающий мир», реализующий содержание, которое является пропедевтическим для последующего из ...
Психологические особенности формирования связной речи у детей дошкольного
возраста
Психологическая природа связной речи, проблемы ее становления и развития рассматриваются в многочисленных психологических исследованиях (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин, и др.). Под связной ...