Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Самая большая проблема, с которой столкнулись исследователи, изучающие лидерство, — это выбор подходов и язык описания лидерского феномена. В своей жизни и в истории мы можем встретить лидеров, которые очень сильно отличаются друг от друга, но в то же время в них определённо есть общие черты. Но именно это общее кажется чем-то неуловимым и постоянно ускользает. И даже в случае нахождения определённых закономерностей трудно найти инструменты, позволяющие эти закономерности измерить, описать, а затем сформулировать в виде простых, чётких рекомендаций и инструкций, которые могли бы помочь развить лидерский потенциал.
Для лидеров пытались выделить определенный необходимый набор качеств. Это нашло отражение, в том числе, и в теории Р. Столдилла. Он обобщил предыдущий опыт и выделил пять главных качеств, которыми должен обладать лидер:
ум или интеллектуальные способности; господство или преобладание над другими; уверенность в себе; активность и энергичность; знание дела.
Но позднее выяснилось, что наличие этих качеств у человека вовсе не гарантирует ему перспективу стать лидером.
В процессе последующего изучения этой проблемы исследователи выделили четыре группы лидерских качеств: физиологические, психологические, интеллектуальные и личностно – деловые. Но, опять же, они не явились гарантом лидерства и определяющими эффективного управления.
Один из способов описания лидерских качеств - это так называемый качественный подход или описание качеств, которыми должен обладать лидер. По данным ряда исследователей, было определено около 70 качеств, так или иначе соответствующих критериям лидерства. Но эти данные зачастую между собой несогласованны, да и развитие в себе такого числа качеств - задача практически невозможная. Следует выбрать те качества, которые, являются ключевыми и наиболее полно определяют лидерство; определить, какие качества стоит развить в себе в первую очередь, чтобы по закону Парето, приложив к их развитию 20% усилий, получить 80% результата. Для этого нужно сформировать ряд критериев, которым должны соответствовать эти качества. Во-первых, качество лидера должно быть разделяемо большим числом исследователей, то есть быть достаточно референтным.
Во-вторых, качество должно быть ключевым или хотя бы значимым. Без этого качества не мог бы обойтись ни один из общепризнанных лидеров прошлого и современности. Ну и, наконец, в-третьих, качество должно иметь оформленную внутреннюю структуру, чтобы была возможность указать способы его развития, разложив на составные части.
Таким образом, исходя из этих критериев, выделился ряд основных лидерских качеств, которые рассмотрим ниже.
Еще раз отметим то, что некоторые навыки лидерства, особенно интеллектуальные способности, закладываются генетически.
И действительно, если человек не может мыслить стратегически, то чрезвычайно трудно объяснить ему, как это делается. Однако, лидерство – это межличностный процесс, и многим навыкам, необходимым для его осуществления, можно научить.
Например, умению строить общение, ставить цели и формировать эффективные команды. Тем не менее, надо отметить, что не все эти умения легко поддаются освоению. Некоторыми навыками трудно овладеть в полной мере. Но вернемся к классификации: можно разделить все качества лидера на личные (относящиеся только к нему) и межличностные (особенности его общения с людьми).
В личностных качествах можно выделить три группы.
Первая из них – постоянные признаки. Сюда следует отнести желание достичь результата и целеустремленность, уверенность, дальновидность, проницательность, энергичность, работоспособность, интуицию и творческий потенциал. Характер современной жизни требует от лидера ясных и обоснованных целей. Поскольку в мире все меняется, то чтобы удержаться на плаву лидер должен быть полностью уверен в себе. Он должен быть энергичным, своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения и быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках. Для успеха в деятельности решения должны быть ориентированы на долгосрочное благополучие фирмы, а для этого надо быть проницательным и иметь хорошую интуицию. Проницательность поможет угадать намерения и желания партнеров, дает возможность представить в уме различные комбинации и варианты развития ситуации.
Это интересно:
Постановка
задачи исследования: цели, задачи, методы, процедуры
Целью практической части работы являлось исследования существующей в школьной практике системы воспитательной работы на уровне отдельных школ Октябрьского района города Красноярска. Для соответствующего исследования были использованы необходимые теоретические положения: базовые понятия воспитания ( ...
Содержание понятия познавательный интерес, развитие познавательного
интереса
В Педагогическом словаре дается следующее определение понятия "познавательный интерес" - это "стремление к знаниям, возникающее из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности. Имеет своим физиологическим механизмом ориентировочный или исследова ...
Возрастные особенности в проявлении
агрессивности детей младшего школьного возраста и способы борьбы с ней
Агрессия детей младшего школьного возраста проявляется в том, что маленький ребенок, находясь в группе сверстников старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет свое желание быть признанным и защищенным, пользоваться вниманием. Коммуникативные навыки в этом возраст ...