Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Сравнение результатов по оценке межличностных отношений детей с нормальным зрением и патологией зрения указывает на следующие тенденции: степень эмоциональной близости с матерью, интенсивность контактов с ней у детей со зрительной патологией намного меньше, чем у нормально видящих детей. Возможно, это связано с тем, что матери больных детей не готовы до конца принять болезнь своего ребенка, что, и выражается в бедности эмоциональных контактов. Отторжение ребенка матерью может также проявляться в бегстве на работу, когда женщина оправдывает свою холодность необходимостью зарабатывать деньги на лечение больного ребенка. Низкие оценки отношения с матерью, кроме того, могут быть вызваны повышенной потребностью детей с ослабленным зрением в эмоциональной близости с родителями. Если нормально развивающийся ребенок оценивает данный уровень близости с матерью как достаточный, то для больного ребенка такая же интенсивность контактов между ребенком и матерью психологически явно недостаточна. Возможно, не каждая мать осознает до конца необходимость повышения частоты контактов и интенсификации эмоциональности в отношениях со своим больным ребенком. Эта ситуация может усугубляться, если в семье есть нормально видящий ребенок, которому такая интенсивность общения оказывается достаточной, что автоматически переносится матерью и на общение с больным ребенком.
Аналогичная тенденция наблюдается и в отношениях между ребенком и отцом. Больные дети оценивают эмоциональный контакт с папой как недостаточный. Недолюбленность со стороны отца кроме названных выше мотивов может иметь под собой обвинение в адрес матери за неполноценного в физическом плане ребенка, а, следовательно, перекладывание на неё забот о воспитании больного ребенка. Ребенок со зрительной патологией нуждается в большем внимании и заботе, а семье, вероятно, происходит наоборот снижение интенсивности общения с ним, подмена эмоциональной близости медицинским обслуживанием и лечением.
В ходе исследования обнаружились интересные результаты, связанные с общением с братьями (сестрами). Слабовидящие дети более интенсивно общаются со своими братьями (сестрами), чем их нормально видящие сверстники. Этому можно найти несколько объяснений. В рамках ранее высказанной гипотезы, эти данные можно приписать повышенной потребности в общении, что отражается в увеличении почти в два раза интенсивности контактов с братьями / сестрами у слабовидящих детей. Это своеобразный компенсаторный механизм. Возможно, такие данные отражают некоторую закономерность в социальном плане, а именно: в семьях, где первенец родился больным, родители решаются на рождение еще одного ребенка в надежде на рождение здорового ребенка. Это приводит к тому, что больной ребенок растет в семье, где есть братья или сестры. Возможно, в семьях, где растет здоровый ребенок, это единственный ребенок в семье (к сожалению, современная тенденция такова, что чаще в семье воспитывается только один малыш) и он не имеет возможности общения с братьями / сестрами, что и отражается в более низких результатах по сравнению со слабовидящими детьми.
Общение с бабушками (дедушками) имеет самый низкий показатель из всех социальных групп. Это в равной степени относится и к нормально развивающимся и к слабо видящим детям. При этом все же интенсивность общения с бабушками у слабо видящих детей выше, чем у здоровых. Это обстоятельство на наш взгляд, очевидно, т.к. бабушки выполняют компенсаторную функцию, частично замещая общение с родителями. Видя большую потребность в общении, бабушки больных детей с большей готовностью идут на контакт с внуками, проявляя эмпатию, сочувствие и поддержку таким детям.
Особых отличий в уровне общения со сверстниками в ходе исследования обнаружено не было. Этому может быть несколько объяснений. Во-первых, данная методика – самооценочная. Сам ребенок называл тех людей, с которыми он уже общается или хотел бы общаться. Поэтому полученные результаты могут свидетельствовать об удовлетворенности, как больного, так и здорового ребенка тем кругом общения, который у него сложился со сверстниками. Во-вторых, в исследовании принимали участие дети, посещающиеся дошкольные учреждения, поэтому считать их обделёнными общением со сверстниками нельзя (хотя, мы допускаем, что в некоторых случаях это общение может носить вынужденный характер). В-третьих, эти результаты отражают уровень нормального в социальном плане развития, когда потребность в общении со сверстниками нарастает, (сверстник становится более значим, более необходим, чем взрослый, т.к. он партнер по игре) независимо от структуры дефекта и в равной мере проявляется как у больных, так и у здоровых детей.
Это интересно:
Виды и группы педагогических конфликтов
Система образования как социальный институт взаимодействует со всеми сферами общественной жизни. Поэтому на макро-уровне противоречия и конфликты в социально-педагогическом процессе возникают между системой образования и обществом. На среднем уровне линии противоречий проходят: • между администраци ...
Тенденции развития и социально-педагогические условия гражданского
воспитания в современных общеобразовательных учреждениях
В настоящее время можно выявить следующие тенденции развития гражданского воспитания в современных общеобразовательных учреждениях: - систематическое гражданское образование в школах, демократически ориентированный уклад жизни многих школ; - движение общественно активных школ, возрождение в ряде об ...
Ступени формирования орфографического навыка
Процесс формирования орфографического навыка проходит несколько ступеней. Первая ступень - учебная ситуация, которая порождает потребность проверить орфограмму. Ученик ставит перед собой цель, осознает задачу. Вторая ступень - поиск способа решения орфографической задачи: опора на знания, на правил ...