Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Знaчение экскурсий в преподавании биологии

Страница 1

Всякая экскурсия, как бы велика или скромна ни была её цель, включает в себя не только образовательный, но и воспитательный элементы. Поэтому, приступая к детальному ознакомлению с задачами экскурсионного метода, необходимо различать два основных типа задач - образовательные и воспитательные.

Какие же образовательные, задачи ставит себе школа, организуя систематические экскурсии для всех возрастов и по разным учебным предметам?

Главными задачами являются следующие:

самая широкая конкретизация знаний, уже усвоенных в школе;

обогащение учащихся новыми знаниями.

Экскурсия, ставя учащихся лицом к лицу с изучаемым объектом, прежде всего, иллюстрирует словесные образы, во-вторых, замещает схематические образы, сложившиеся у учащегося под воздействием всевозможных школьных наглядных пособий, образами самих объектов; в-третьих, она заставляет, сознание учащегося перерабатывать знание по иному плану, так как во время экскурсии предметы и явления предстают сознанию не как звенья какой-либо научной системы, а в их естественной обстановке, как элементы того или иного типа „общежития". Это дает учащемуся правильные наглядные представления об истинном соотношении предметов и явлений в жизни.

Таковы те познавательные процессы, которые можно обозначить, как работу, по преимуществу наглядно-синтетического характера, как конкретизацию в широком и глубоком смысле этого слова.

В тесной связи, непрерывно переплетаясь с конкретизацией уже усвоенных учащимися знаний, в их сознании идет другая работа — приобретение новых знаний при максимальной наглядности, на основе непосредственного наблюдения предметов и явлений. Как бы скромна ни была цель экскурсии, но, раз она - не простая прогулка, учащиеся должны вернуться из нее с некоторым запасом систематического знания, приобретенного более или менее планомерно. В итоге нескольких экскурсий у них должен образоваться довольно значительный капитал знаний, закрепленный последующею школьною проработкою и освеженный дальнейшими экскурсиями. Но рядом с этими знаниями, приобретенными планомерно, по программе, выработанной до экскурсии, и обработанными во время нее или непосредственно после нее, учащиеся выносят из экскурсии, и даже простой школьной прогулки, некоторую сумму восприятий, не подвергшихся обработке и не имеющих часто никакого отношения к основной задаче экскурсии. Постепенно ими накопляется бессознательный опыт, который со временем дает прекрасный материал для учета в других областях знаний.

Переходя к обзору воспитательных задач экскурсий, остановимся, прежде всего, на их общем влиянии на личность учащегося.

Приняв участие в экскурсии, учащийся разом меняет привычную обстановку: экскурсия выводит его на свежий воздух, требует напряжения физических сил; она изменяет его привычную психическую среду: дисциплина принимает другую форму; он все время живет „на людях", его интересы сталкиваются во время экскурсии с интересами товарищей и взрослых чаще и многообразнее, чем в школе; наконец, сама прогулка имеет не обычные для него житейские цели - развлечение или выполнение поручений узко-делового характера, а широко-образовательные - изучение жизни. Все эти условия заставляют личность учащегося приспособиться к ним и притом в очень короткий срок.

Личность учащегося стремительно напрягается, и это напряжение ее, в связи с общим возбуждением его организма, способствует более острому и, в то же время, глубокому переживанию им всех духовных процессов: свободнее раскрывается его личность с ее светлыми и темными сторонами, а обострившееся восприятие объектов внешнего мира затрагивает и будит естественные формы умственной работы.

Это возбуждение имеет чрезвычайно важное воспитательное значение еще и потому, что ускоряет темп работы и сокращает сроки приобретения разных навыков и умений упражнения различных способностей идут энергично, тем более, что учащиеся имеют возможность почти следить за собственным психическим ростом и преисполняются бодрости и уверенности, в собственных силах.

С этим основным результатом экскурсий, заранее учитываемым школою, тесно связаны различные задачи в области познавательных процессов, эмоциональной, и волевой жизни учащихся.

Рассмотрим, прежде всего, какие воспитательные задачи ставятся экскурсиям в области познания.

Экскурсии должны, прежде всего, содействовать развитию у учащегося умения смотреть, и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта («острота и точность взора»); далее, они должны способствовать изощрению тонкости и чуткости внимания: в-третьих, развивать сообразительность суждения; в-четвертых, ускорять деятельность конструирующего воображения и развивать искусство, предвидеть явления.

Совершенно очевидно, что серия планомерно проведенных через весь школьный курс экскурсий должна развить у учащегося некоторую инициативность в деле познавания жизни, неразрывно связанную с любознательностью; учащийся приобретает навык самостоятельно осознавать окружающие явления, строить научные выводы и систематизировать жизненные впечатления, приобретает, словом, то, что можно назвать «вдумчивым взором» и что является непрерывною работою восприятия окружающих явлений и научного их конструирования.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Организация работы по развитию межличностных взаимодействий
На формирующем этапе эксперимента была организованна серия игр на развитие межличностных взаимодействий, разработана тематика классных часов «Вместе весело шагать», «Дружба крепкая не сломается», «В мире добра и зла». Дети принимали активное участие в организованных играх, готовили материал для про ...

Организация деятельности по реализации индивидуального воспитания решению простых задач в начальной школе
Для того дабы организовать разноуровневую работу над задачей в одно и то же время, отведенное для этого на уроке, дозволено применять индивидуальные карточки-задание, которые подготавливаются предварительно в 3 вариантах (для трёх ярусов). Эти карточки содержат системы упражнений, связанные с обзор ...

Наблюдение за рыбками в аквариуме
Цель: Уточнить представления детей о внешнем виде рыб: тело покрыто чешуей, на теле — спинке, боках, брюшке и хвосте — плавники; рыбы живут в воде. Учить отмечать особенности рыб разного вида, устанавливать различие (по величине, форме тела, цвету, поведению в аквариуме) и сходство ( наличие общих ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru