Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В отдельных школах города Усть-Илимска создаются авторские программы, клубы по интересам и уроки психологии для учащихся и их родителей на следующие темы: «Быть здоровым – престижно», «Твоя профессиональная карьера», «На пороге выбора», «Ты выбираешь профессию», «Самосовершенствование личности», «Я принимаю решения», «Профессиональный выбор. Секреты выбора профессии».
4. При психолого-педагогическом сопровождении выполняются следующие условия: учет индивидуальных характеристик; знание возрастных особенностей; учет потребностно-мотивационной сферы при выборе профессии; оказание своевременной помощи и поддержки. Эти условия напрямую связаны с диагностикой направленности личности учащихся, поскольку осуществление индивидуального подхода позволяет работникам службы качественно проводить данную работу.
5. С восьмого класса начинается предпрофильная подготовка учащихся. Проводится диагностика склонностей и способностей учащихся, на основе, которой формируются, утверждаются и комплектуются профильные классы. При зачислении учащихся в профильные классы родителям необходимо писать заявление, по какому профилю будет продолжать обучение ребенок. Эта формальность необходима для того, чтобы подтверждать осознанность выбора профиля учащимися.
На сегодня существуют следующие профильные классы: гуманитарные, физико-математические, социально-экономические (самые востребованные), естественно-научные, информационно-технологические. Также школы города Усть-Илимска активно сотрудничают с Томским университетом систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), профессиональным училищем (ПУ-66), филиалом Иркутского государственного педагогического университета (ИГПУ), Восточно-Сибирским государственным технологическим университетом (ВСГТУ), Иркутским государственным университетом путей сообщения (ИГУПС).
6. Готовность личности учащегося к профессиональному самоопределению оценивается на основе созданных портфолио. Каких-либо конкретных критериев оценки готовности не существует.
7. Если случается так, что учащийся по каким-либо причинам не определился с выбором профессии, у него не сформирована готовность к профессиональному самоопределению, то с ним проводится психокоррекционная работа. Проводятся индивидуальные консультации и повторная диагностика учащихся, консультации родителей. Отслеживание всего пути психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащегося, поиск допущенных ошибок и их дальнейшая коррекция.
На основе полученных и проанализированных ответов мы пришли к следующим выводам.
В целом работа по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников в школах города Усть-Илимска проводится систематически. Существует множество программ, направлений и форм работы. Работа очень объемная и довольно-таки сложная, требует много физических, психологических и материальных затрат. Не может не радовать разнообразие уроков психологии и клубов, что заметно облегчает учащимся ориентирование в сложном и многообразном мире профессий, понимание актуальности выбираемой профессии, соотнесение своих склонностей и способностей с желаемой профессией.
Но, несмотря на множество положительных моментов, хотелось бы обратить внимание на некоторые недоработки, пробелы работы по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников. Во-первых, это тот факт, что не во всех школах города Усть-Илимска задействованы медработники. Это немаловажно, поскольку медработник имеет информацию о состоянии здоровья каждого учащегося, а это напрямую связано с профессиональным выбором, то есть если у учащегося есть склонности, способности и желание к выбранной профессии, то у него могут быть противопоказания в физическом плане, проблемы со здоровьем, на что просто необходимо обращать внимание. Также немаловажно то, что в некоторых школах психологи не владеют информацией о проводимой работе по профориентации учащихся, объясняя тем, что данными вопросами занимается либо завуч, либо профориентолог. И здесь возникает вопрос: а психолог разве не обязан заниматься вопросами профессионального самоопределения учащихся? Это же не ограничивается только диагностированием, психолог участвует также и в консилиумах, сотрудничает с медработником, составляет на каждого ученика рекомендации.
Это интересно:
Сущность и структура системы образования
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить: 1. Учебно-воспитательные учреждения, как разновидности социальных организаций; 2.Социальные общности образования - педагоги и учащиеся; 3.Учебный процесс - как вид социо-ку ...
Развитие внимания в детском возрасте
Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Старший дошкольник все больше обращает внимание на те стороны действительности, которые раньше оставались вне его внимания. Развитие внимания в онтоген ...
Классификация по анатомическому признаку
Упражнения для рук и плечевого пояса (поднимание рук с палкой вверх, опускание палки за спину, рывковые движения рук назад и т.п.) направлены на формирование правильной осанки, т.к. при этом укрепляются мышцы, помогающие держать спину прямо, сближать лопатки. При отведении рук в стороны, круговых д ...