Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Основные положения теории развивающего обучения

Страница 1

Можно выделить две взаимосвязанных линии в теории РО. Это линия, связанная с ценностью теоретического мышления и теоретического отношения к миру. А вторая связана со схемами ведущей деятельности, зоны ближайшего развития, становления основных новообразований возраста.

Относительно первой линии базовым является провозглашение ценности теоретического мышления и сознания через отличие от эмпирического.

В истории человечества В,В.Давыдов обращается к моменту разделения общинной жизни на город и село и к моменту выделения особого класса управленцев, институциализаци управления.

Разделение на исполнителей и управленцев приводит к появлению исполнительского и управленческого сознаний. Первое предназначено для функционирования в известных ситуациях и работает с типологией, т.е. относит наличную ситуацию к определенному типу и применяет способы действия, соответствующие этому типу в наличной ситуации. Второе имеет дело лишь с новыми ситуациями. Работа в новой ситуации невозможна без рефлексии, новая ситуация нуждается в анализе и планировании.

Выделение умственного труда необходимо приводит по Давыдову к институциализации образования, так как умственному труду нельзя научиться, находясь рядом с думающим.

Разделение двух типов мышления заимствовано В.В.Давыдовым у Гегеля. Гегель разделяет разум и рассудок. Рассудок направлен на расчленение свойств предметов с целью абстрагирования формальнгой общности, то есть придания ей формы понятия. Разум – это диалектическое мышление, опирающееся на самое себя.

Описывая их с психологической точки зрения, Давыдов выделяет шесть отличий.

1.Эмпирические знания вырабатываются при сравнении предметов и представлений о них, что позволяет выделить в них одинаковые общие свойства

1.Теоретические знания возникают путем анализа роли и функции некоторого особенного отношения внутри целостной системы, которое вместе с тем служит генетически исходным основанием всех её проявлений.

2.Сравнение выделяет формально общее свойство некоторой совокупности предметов, знание которого позволяет относить отдельные предметы к определенному их классу, независимо от того связаны ли эти предметы между собой или нет.

2.Анализ открывает генетически исходное отношение целостной системы как её всеобщее основание или сущность.

3.Эмпирические знания, в основе которых лежит наблюдение, отражают внешние свойства предметов и опираются на наглядные представления.

3.Теоретические знания, возникающие на основе мысленного преобразования предметов, отражают их внутренние отношения и связи и тем самым выходят за пределы чувственных представлений.

4.Формально общее свойство выделяется как рядоположенное с особенными и единичными свойствами предметов.

4.В теоретических знаниях фиксируется связь реально существующего всеобщего отношения с целостной системы с её различными проявлениями, связь всеобщего с единичным.

5.Конкретизация эмпирических знаний состоит в подборе иллюстраций, примеров, входящих в соответствующий класс предметов.

5.Конкретизация теоретических знаний состоит в выведении и объяснении особенных и единичных проявлений целостной системы из её всеобщего основания.

6. Необходимым средством фиксации эмпирическиз знаний являются слова-термины.

6.Теоретические знания прежде всего выражаются в способах умственной деятельности, а затем уже в различных символо-знаковых системах, в частности средствами естественного и искусственного языка.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Эксперимент по сравнению итогов усвоения материала на традиционных и нетрадиционных уроках
Качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающих поколений. И именно в этом его главная общественная ценность. Исследование включает в себя сравнения качества усвоения материала на традиционных и не ...

Общение в педагогическом взаимодействии
Взаимодействие является одной из сторон общения (интерактивной). Интерактивная сторона общения, или собственно взаимодействие: от лат. inter (между) + actio (действие) в педагогике, психологии и социологии рассматривается как совместная деятельность, которая представляет собой организованную систем ...

Основные приемы коррекции представлений умственно отсталых детей об окружающем мире
Одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы психолога является формирование представлений об окружающем мире. Их недостатки у детей с нарушениями интеллектуального развития общеизвестны. Улучшение качества таких представлений -- одна из предпосылок успешной социализации. При этом ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru