Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Можно выделить две взаимосвязанных линии в теории РО. Это линия, связанная с ценностью теоретического мышления и теоретического отношения к миру. А вторая связана со схемами ведущей деятельности, зоны ближайшего развития, становления основных новообразований возраста.
Относительно первой линии базовым является провозглашение ценности теоретического мышления и сознания через отличие от эмпирического.
В истории человечества В,В.Давыдов обращается к моменту разделения общинной жизни на город и село и к моменту выделения особого класса управленцев, институциализаци управления.
Разделение на исполнителей и управленцев приводит к появлению исполнительского и управленческого сознаний. Первое предназначено для функционирования в известных ситуациях и работает с типологией, т.е. относит наличную ситуацию к определенному типу и применяет способы действия, соответствующие этому типу в наличной ситуации. Второе имеет дело лишь с новыми ситуациями. Работа в новой ситуации невозможна без рефлексии, новая ситуация нуждается в анализе и планировании.
Выделение умственного труда необходимо приводит по Давыдову к институциализации образования, так как умственному труду нельзя научиться, находясь рядом с думающим.
Разделение двух типов мышления заимствовано В.В.Давыдовым у Гегеля. Гегель разделяет разум и рассудок. Рассудок направлен на расчленение свойств предметов с целью абстрагирования формальнгой общности, то есть придания ей формы понятия. Разум – это диалектическое мышление, опирающееся на самое себя.
Описывая их с психологической точки зрения, Давыдов выделяет шесть отличий.
1.Эмпирические знания вырабатываются при сравнении предметов и представлений о них, что позволяет выделить в них одинаковые общие свойства |
1.Теоретические знания возникают путем анализа роли и функции некоторого особенного отношения внутри целостной системы, которое вместе с тем служит генетически исходным основанием всех её проявлений. |
2.Сравнение выделяет формально общее свойство некоторой совокупности предметов, знание которого позволяет относить отдельные предметы к определенному их классу, независимо от того связаны ли эти предметы между собой или нет. |
2.Анализ открывает генетически исходное отношение целостной системы как её всеобщее основание или сущность. |
3.Эмпирические знания, в основе которых лежит наблюдение, отражают внешние свойства предметов и опираются на наглядные представления. |
3.Теоретические знания, возникающие на основе мысленного преобразования предметов, отражают их внутренние отношения и связи и тем самым выходят за пределы чувственных представлений. |
4.Формально общее свойство выделяется как рядоположенное с особенными и единичными свойствами предметов. |
4.В теоретических знаниях фиксируется связь реально существующего всеобщего отношения с целостной системы с её различными проявлениями, связь всеобщего с единичным. |
5.Конкретизация эмпирических знаний состоит в подборе иллюстраций, примеров, входящих в соответствующий класс предметов. |
5.Конкретизация теоретических знаний состоит в выведении и объяснении особенных и единичных проявлений целостной системы из её всеобщего основания. |
6. Необходимым средством фиксации эмпирическиз знаний являются слова-термины. |
6.Теоретические знания прежде всего выражаются в способах умственной деятельности, а затем уже в различных символо-знаковых системах, в частности средствами естественного и искусственного языка. |
Это интересно:
Методы и приёмы формирования навыков чтения у детей с интеллектуальной
недостаточностью
Обучение чтению учащихся младших классов вспомогательной школы является наиболее трудным разделом обучения русскому языку. Порядок изучения звуков и букв, слоговых структур определяется данными фонетики в современном её развитии. Но специфические особенности развития умственно отсталых школьников в ...
Идея школы Френе
Все склонны называть Френе революционером. Некоторые скромнее в оценке его заслуг. Он не так тонок, как Мария Монтессори. Не столь философичен, как Штайнер. Селестен Френе всего лишь ответил на вопрос, как нам организовать начальную школу в стенах одной-единственной сельской однокомплектной школы н ...
Диагностический инструментарий по формированию полоролевого
поведения у дошкольников
В первую очередь следует уточнить лексическое значение понятия «диагностика». Произошедшее от слова «диагноз» (греч. распознание, определение), данное понятие долгое время было абонировано медициной и означало «распознавание болезни» и «определение болезни». Поставить диагноз значило выявить и опре ...