Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Чтобы говорить о путях и условиях развития познавательной деятельности обучающихся, надо, прежде всего, определить, от чего зависит это развитие.
Формирование познавательного интереса происходит в учебной деятельности, структуру которой составляют задачи, содержание, способы и мотивы. Другой путь формирования познавательной активности – определенная организация учебной деятельности. Поэтому развитие интереса к познавательной деятельности зависит от того, насколько правильно она организована педагогом, насколько правильно сформулированы цели и задачи, насколько они соответствуют возможностям, навыкам и умениям, которыми обладает обучающийся.
Поэтому активизация познавательной деятельности – это целый комплекс взаимосвязанных мероприятий. Основные направления активизации познавательного процесса можно объединить в группы:
1 Формирование мотива и потребности к приобретению знаний, к овладению приемами, навыками и умениями учебной работы.
2 Совершенствование форм и методов обучения, использование принципов дидактики, повышение регулярности контроля и оценки знаний, навыков и умений.
3 Выработка системы педагогических и психологических стимулов учебной деятельности, установление межпредметных связей, совершенствование педагогического мастерства преподавателей.
Все великие педагоги считали, что любое обучение, если педагог хочет, чтобы оно было эффективным, должно быть основано на интересе обучающегося к предмету изучения. Учение, лишенное всякого интереса и идущее только под принуждением, убивает желание учиться. Интерес к учению – важнейший фактор в процессе овладения знаниями. Поэтому задача педагогов – выявлять, развивать и воспитывать интерес к знаниям.
Обеспечение мотивации учебного процесса – сложная проблема, которая требует от педагога кропотливой подготовительной работы, понимания особенностей развития каждого ребенка, напряженного труда в ходе занятия.
Маркова А.К. отмечает, что мотивационная сфера состоит из нескольких составляющих, а именно: потребность, мотив, цель, интерес.
Потребность характеризует готовность к деятельности. Без потребности не пробуждается активность учащегося, у него, в результате, не возникнет мотива, он не будет готов к постановке учебных целей и выполнению учебных задач. Ребенку свойственна потребность в новых впечатлениях, на которую и может опереться учитель, превратив ее в потребность в приобретении новых знаний. Именно тогда у обучающегося возникнет мотив, сформируется познавательная активность.
Мотив – это направленная активность на предмет. В основе учебного поведения всегда лежит несколько мотивов: мотив овладения новым знанием, получения хорошей оценки и одобрения старших и так далее. Особенность мотива состоит в том, что он связан со значимостью деятельности для личности. То есть, чтобы у учащегося сформировался мотив, учебная деятельность должна стать важной и значимой для него.
Но возникновения потребностей и формирования мотива недостаточно для успешного развития учебной активности. Необходимо, чтобы учащийся умел ставить перед собой цели в учебной работе. Цель - это направленность на определенный результат.
С процессом мотивации учебной деятельности связано такое понятие как интерес к учению. Он формируется на фоне эмоциональной окрашенности, связан с эмоциональными переживаниями.
Учитель, заинтересованный в развитии интереса к предмету у обучающихся, должен думать о том, как организовать урок таким образом, чтобы он был посилен среднему ученику, не скучен для сильного ученика. Ему следует также заботиться о эмоциональном фоне урока, стремиться к тому, чтобы все чувствовали себя на нем комфортно, не теряли веру в свои силы и возможности, стремились к выполнению поставленных перед ними задач.
Это интересно:
Использование информационно-комуникативных технологий в
учебно-воспитательном процессе в ДОУ
В настоящее время тема «Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ» актуальна и на данный момент недостаточна изучена. С развитием современной информационной технологии, система «ребенок и компьютер» быстро превращается в проблему, которая касается в ...
Психолого-педагогические инструменты развития мотивации
младших школьников
Проделанная исследовательская работа показала необходимость развития двух направлений психолого-педагогической деятельности по развитию учебной мотивации младших школьников: – коррекционного; – активизирующего. Первое направление связано с работой с группой детей, чье отношение к учебной деятельнос ...
Взаимосвязь домашнего задания с изучением
нового материала
Повышение качества знаний учащихся во многом определяется тем, как поставлена их домашняя работа. В книге И.Ф. Харламова "Как активизировать учение школьников" горится, что задача повышения эффективности обучения и интенсификации учебного труда школьников может быть успешно решена только ...