Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Анализ сложных ситуаций и степень проявления в них изучаемых качеств личности комсомольцев-организаторов позволили сделать вывод о возможности и необходимости их использования в качестве средства нравственного становления, т.к. воспитание – это по существу процесс педагогического управления возникающими в коллективе воспитанников конкретными жизненными ситуациями. Включение комсомольцев-активистов в сложные ситуации показало, что при этом появляются и возможности для изменения отношения организаторов к нормам нравственного поведения. Данные исследования представлены в Приложении 2.
Поэтому, в ходе опытной работы ставилась задача создания условий, обеспечивающих либо переориентацию мотивов деятельности, либо их совпадение.
Одним из важнейших условий эффективного решения данной задачи была выделена такая организация коллективной деятельности, в результате которой происходил «сдвиг мотивов» в положительном направлении. Программа опытной работы предусматривала:
-включение всех комсомольцев в разработку планов общественной деятельности и требований к каждому ее участнику.
-обеспечение общественно-ценного содержания планируемой деятельности.
-удовлетворение при этом интересов и стремлений ребят.
-соединение коллегиального в планируемой работе с личной ответственностью каждого комсомольца за практическую реализацию порученного дела.
Достижение цели нравственного формирования личности немаловажное значение принадлежало стилю отношений, которые складывались в коллективе, где происходил процесс воспитания личности комсомольского активиста.
В ходе всего исследования не только формировались новые организаторские и нравственные качества, но и велась работа по преодолению отрицательных качеств.
В опытной школе регулярно проводились собрания ученической и учительской организаций. Совместно обсуждалась тема собрания, продумывались вопросы, варианты их возможного решения. В ходе подготовки и проведения таких собраний комсомольцы и учителя лучше узнавали друг друга, проходили процесс нравственного обогащения. Совместное принятие решений требовало и совместного их выполнения.
Опытная работа показала, что для успешной работы коллектива требуется совместная деятельность всех его участников, и эта деятельность должна быть направлена на достижение общественно значимой цели, оказывающей влияние на рост уровня зрелости коллектива. Каждый комсомолец должен был осознавать его значимость в коллективе и в то же время быть единым со всеми. Для повышения доверия к руководящим комсомольским органам регулярно проводилась коллективная аттестация и самоаттестация, отчет комсомольцев о проделанной работе и т.д.
Так же было отмечено, что процесс нравственного формирования личности в условиях демократизаций деятельности школьного комсомола был наиболее эффективен, если он протекал в единой системе школа – лагерь комсомольского актива – школа. При этом в деятельности комсомольской организации создавалась высокая морально-нравственная атмосфера общения комсомольцев. Осуществлялась психологическая перестройка комсомольского актива.
Комсомольские работники вырастали из многомиллионной армии комсомольского актива. Только выборный актив ВЛКСМ насчитывал в 80-е годы свыше 9 млн. человек. Кадровая политика в ВЛКСМ слагалась из многих элементов, но важнейшую роль в воспитании кадров и актива играли их обучение, сложившаяся система повышения идейно-теоретического уровня и деловой квалификации. Эта система включала в себя: для самого массового звена, школы комсомольского актива при комитетах ВЛКСМ, райкомах и горкомах комсомола.
Это интересно:
Требования к традиционному уроку
В основе рациональной организации урока лежат требования, соблюдение которых позволяет учителю повысить коэффициент полезной деятельности учащихся, а, следовательно, и качество их подготовки. В совокупности эти требования ориентируют учителя на оптимальную структуру урока, и позволяют ему упорядочи ...
Формы, методы и средства нравственно-этического воспитания
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют как способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отр ...
Принцип дисциплины в свободе
По словам М. Монтессори, дисциплина в свободе – вот великий принцип, который нелегко понять стороннику традиционных школьных методов. Как добиться дисциплины в классе свободных детей? Разумеется, в нашей системе понятие дисциплины весьма отличается от ходячего понятия ее. Раз дисциплина основана на ...