Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Исследование опыта нравственного формирования личности организатора позволило выявить эффективные пути и условия его обеспечения, проанализировать недостатки и причины, их вызывающие, выяснить трудности, на преодолении которых следовало сосредоточить усилия.
В течение всего хода исследования, проводимого в 80-е годы Макаровой Мариной Васильевной, велись дневники педагогических наблюдений, раскрывающие субъектную оценку действий, поступков, поведения активистов в различных ситуациях общения и деятельности.
Для определения общего уровня нравственных представлений комсомольцев-организаторов, комсомольцам были предложены вопросы:
Какого человека ты называешь нравственно зрелым?
Какие проявления нравственной зрелости особенно важны в деятельности комсомольца-организатора?
Какова твоя главная жизненная цель?
Чем ты руководствуешься, принимая то или иное решение?
Анализ ответов показал, что комсомольские активисты почти не отнесли к числу важнейших нравственных категорий бескорыстие и преданность делу, способность брать ответственность на себя. Следовательно, они не ставят перед собой задачу воспитания этих качеств у себя.
Еще один из способов изучения нравственного формирования личности комсомольца, которые проводились в 80-е годы, это анализ картотеки сложных ситуаций. Этот анализ способствовал получению наиболее полных данных о степени нравственной воспитанности комсомольского актива. Картотека состояла из 300 сложных, свидетельствующих о степени проявления качеств в различных сложных условиях морального выбора.
Все ситуации подразделялись так: собственно организаторская деятельность, необходимость принятия самостоятельных решений, общественно ценная деятельность, трудовая деятельность, мероприятия развлекательного плана и т.д. Подобное разделение весьма условно, т.к. большинство ситуаций проявление не одного, а нескольких качеств, борьбу мотивов, потребностей.
Анализ конкретных ситуаций показал значительную нравственную незрелость многих комсомольцев-организаторов ситуациях нравственного выбора, нежелание принять решение, требующее серьезных нравственных усилий конкретной личности, нарушение своих комсомольских обязанностей, определенных должностью. В качестве иллюстрации приведем ситуацию, которая произошла в ЛКА «Юность». В ходе работы над формированием нравственных качеств ребятам была предложена следующая вербальная ситуация: «В летние каникулы вы собираетесь поехать отдыхать на дачу с родителями, но накануне отъезда позвонила классный руководитель и попросила помочь в подготовке к новому учебному году. Как вы поступите?».
Ответы ребят были различными: «конечно, останусь», «подключу товарищей», «отказываться не по-комсомольски» и т.д. – все они сводились к одному единому мнению: комсомольские активисты готовы поступиться личными интересами ради общего дела.
Через две недели в этом же лагере возникла естественная ситуация: руководство совхоза, на территории которого находился лагерь, обратилось с просьбой помочь в сельскохозяйственных работах. Поскольку все отряды уже к этому времени отработали установленное комитетом комсомола время для проведения трудового десанта, совет комиссаров лагеря предложил обратиться к помощи добровольцев. Но предложение было встречено единодушным молчанием. Лишь пять комсомольцев из двухсот заявили о своей готовности ехать. Ситуация весьма показательна, для характеристики несоответствия слов и дела комсомольских активистов.
Это интересно:
Возрастные особенности личности младшего школьника
В нашей исследовательской работе мы рассмотрим развитие младших школьников в целом и специфику проявления их индивидуально-личностных и возрастных особенностей. Подласый И.П. считает, что к 6 годам ребёнок в основном готов к систематическому школьному обучению. О нём можно говорить уже как о личнос ...
Выявление особенностей описательной речи у дошкольников с ОНР
Эксперимент проводился на базе средних групп муниципального дошкольного учреждения (МДОУ) компенсирующего вида № 321 октябрьского района города Красноярска. Обследование детей проводилось в сроки с 11.09. по 6.10.2007 года. В результате подготовительного этапа, включавшего предварительное психолого ...
Лекция, как основа формирования научно – исследовательской деятельности
учащихся
Лекция играет большую роль в семинарской, зачетной и лекционной системе знаний. С нее начинается изучение курса, раздела, темы. Она определяет основное содержание и характер всех других организационных форм. Выбор лекции как главного вида занятий обусловлен ведущей ролью теоретических знаний и деду ...