Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Одной из причин резкого ухудшения здоровья подрастающего поколения являются несовершенство и низкий статус сложившейся системы физического воспитания детей и подростков. По мнению В.П.Озерова, основной причиной неадекватного отношения части населения к физической культуре является то, что единство психического и физического развития не стало главным принципом физкультурного образования в нашей стране . Педагоги традиционно рассматривают физическое воспитание как средство оптимизации физического статуса ребёнка и игнорируют первостепенную и общепризнанную роль движений в его психическом развитии.
Несмотря на то, что «В организме человека всё так связано, что всякое искусственное разъединение его отправлений нарушит общую гармонию деятельности и не приведёт к желаемым результатам», физическое воспитание преимущественно обеспечивает целевое акцентированное воздействие на формирование физических качеств, чем заметно ограничивает возможности в развитии психосоциального и социокультурного в ребёнке, т.е. ограничивает возможности целостного формирования его личности .
И.К. Шилкова и др. выделяют несколько этапов развития движений ребёнка (таблица 2). Каждый этап, по мнению авторов, выполняет определённую функцию не только в формировании основных видов движений, но и оказывает существенное влияние на целостное развитие индивида.
Например, неполное овладение ребёнком на третьем этапе развития движений навыком ползания затруднит формирование важнейшей координационной системы «глаз-рука», определяющей «ручную умелость» и лежащую в основе учебной, профессиональной и бытовой деятельности.
Таблица 2
Этапы становления движений ребёнка
Возраст |
Виды движений |
Участие отделов головного мозга |
Формирующее влияние на организм |
Проблемы при недоразвитии | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
До рождения |
«Плавание» плода внутри подвижной матери |
Ствол мозга |
Развитие центров заднего мозга: -вестибулярные и слуховые ядра; -центры координации движений частей и всего тела; -центры обеспечения сложных движений - регуляции кровообращения и дыхания |
Отсутствие условий для правильного развития на самом раннем этапе | ||
0-1 год |
Движение на матери в трёхмерном пространстве (пассивное плавание) |
Ствол мозга, Экстрапирамидная система |
Реализация кинестетического и пространственного факторов развития. Формирование синестезии (взаимосвязи органов чувств) | |||
0,5 -1,5 года |
Разнообразное ползание по изменчивому рельефу |
Анализаторы, экстрапирамидная система, корковые центры |
Формирование координационной системы «глаз-рука»; навыка перекрёстной координации; отработка фактора межполушарного взаимодействия |
Нарушение формирования «ручной умелости»; в дальнейшем сложности в осуществлении учебной деятельности | ||
0,5-3 года |
Лазание в трёхмерном пространстве с постоянным балансированием |
Дальней шее формирование координационных систем с большей активацией вестибулярного аппарата |
Появление различных форм«школьной незрелости» | |||
1 -5 лет |
Прямостояние и прямохождение в единстве с манипуляциями и балансированием |
Экстрапира Мидная система, корковыецентры, лимбическая система |
Тренировка вестибулярного аппарата, системы зрительно-и сенсомоторной координации, дальнейшее становление различных систем организма |
Проблемы связанные с социализацией, осуществлением учебной и профессиональной деятельности | ||
1-7 лет |
Соцализирован-ные движения: осанка, тиль ходьбы и бега, бытовые и профессиональные движения, танец, речь, письмо, творчество | |||||
Это интересно:
Содержание понятия «связная речь»: психологический и психолингвистический
аспекты
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. По определению, А.А. Леонтьева, речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств яз ...
Урок как целостная система
Относительно общеобразовательной школы современное качество образования определяется в Концепции как «целостная система универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции». Наибольшее распространен ...
Повышение
интереса учащихся к математике через домашние задания занимательного характера
При рассмотрении творческих домашних заданий уже упоминалось об их роли в развитии интереса учащихся к предмету "математика". Каждое творческое задание по своей сути является оригинальным, носит занимательный характер. Но задание творческого характера более направлено на создание учащимис ...