Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В условиях обновления системы образования особенно важное внимание уделяется личности в процессе обучения. Поэтому основная задача учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели – развитию личности.
Падение уровня речевой культуры становится серьезной проблемой нашего времени, решение которой, во многом возлагается на школу. Причем развитие речи учащихся является неотъемлемой, частью развивающего обучения. Бытует устойчивое мнение, что развитие речи обучающихся – это не только обязанность, но и прерогатива учителей-словесников, а у предметника задачи иные, поскольку специального времени для такого обучения нет. В то же время, всякий учебный предмет предполагает усвоение новых терминов и понятий, а, следовательно, и расширение словарного запаса обучающегося, включения новых слов в речь в соответствии с нормами грамматики и стилистики. Для развития мышления и полноценного усвоения учащимися учебного материала необходимо, чтобы система понятий образовывала структурный скелет знаний по тем или иным темам, а так же по учебной дисциплине в целом. Владеть понятием – это знать его содержание, объем, а также связи и отношения с другими понятиями. Это значит уметь применять его в учебном познании.
Изучая тот или иной учебный предмет, ученик усваивает не только его предметное содержание, но и усваивает язык, на котором происходит обучение, даже если это его родной язык, терминологически его обогащает.
Понятия – это один из важнейших компонентов системы научных знаний, базисная единица, которая является «ядром», вокруг которого формируются научные знания. Понятия отражают обобщенные свойства и существенные связи предметов, процессов и явлений. Поэтому овладение любой фундаментальной общеобразовательной дисциплиной, в том числе и информатикой, осуществляется на основе освоения специфичного для нее понятийного аппарата. Каждое понятие должно быть не изолировано, а находится в известной вязи с остальными. Главным условием формирования мышления является системность обучения, которая выражается в овладении понятиями, расположенными в определенной последовательности. Поэтому большое значение должно уделяться овладению понятийным аппаратом в школьных курсах, в том числе и в школьном курсе информатики.
В настоящее время учащихся на уроках информатики обучают по разным программам и направлениям: расширенное углубленное, разноуровневое, интегрированное, но любое направление предусматривает обязательное знание минимума по изучаемому предмету, в рамках Государственного образовательного стандарта. Это тот минимум знаний, которым необходимо обладать обучающимся. Известно, что свободный хороший рассказ по теме возможен только тогда, когда ученик владеет понятийным аппаратом в полной мере. В связи с этим, большое внимание должно уделяться формированию понятийного аппарата. Учащимся необходимо как можно больше говорить и в развернутой форме строить свой ответ на различных уроках, а помогать ему в этом, должны, несомненно, учителя, в том числе и учитель информатики.
Противоречие
В нынешних условиях, учащимся необходимо обладать хорошо развитой устной речью, но при этом, недостаточно созданы условия для развития речи, а сами учащиеся или семья, не всегда способны воспитать данные качества.
Проблема исследования заключается в определении, средств, методов, оказывающих положительное влияние на формирование понятийного аппарата учащихся на уроках информатики при изучении аппаратного обеспечения компьютера.
Цель исследования – теоретическое обоснование, разработка и проверка на практике эффективности методов и средств формирования понятийного аппарата учащихся на уроках информатики в основной школе при изучении темы «Аппаратное обеспечение компьютера».
Объект исследования – формирование понятийного аппарата учащихся основной школы на уроках информатики.
Предмет исследования – методы и средства формирования понятийного аппарата учащихся основной школы при изучении темы «Аппаратное обеспечение компьютера».
В основу исследования положена гипотеза, основанная на предположения о том, что если на уроках информатики использовать соответствующие приёмы, методы и средства, то это окажет положительное влияние на формирование понятийного аппарата учащихся, а так же на формировании речевой культуры учащихся и на эффективность обучения информатики в целом.
Задачи исследования:
Выявить психолого-педагогические и методические аспекты формирования понятийного аппарата учащихся основной школы;
Выделить методы формирование понятий информатики при обучении учащихся основной школы с учётом особенностей возраста учащихся и факторов, влияющих на формирование речевой культуры учащихся;
Подобрать и апробировать методы и средства, способствующие формированию понятийного аппарата учащихся при изучении темы «Аппаратное обеспечение компьютера» на уроках информатики в основной школе;
Провести экспериментальную проверку эффективности разработанной методики.
Методы исследования
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений используются следующие методы: теоретический анализ и обобщение психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение за процессом обучения, анкетирование учащихся), количественный и качественный анализ результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования
Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе №1056 г. Москвы, исследованием были охвачены учащиеся:
5 г - (гимназический класс) – 16 человек;
7 б – (общеобразовательный класс) – 32 человека;
9 г – (гимназический класс) – 18 человек.
Теоретическая значимость
В дипломной работе предложено обоснование подхода к организации процесса обучения информатике в основной школе с ориентацией на формирование понятийного аппарата школьников на основе использования различных методов, средств и приёмов. Предложенные методы и средства формирования понятийного аппарата учащихся основной школы при изучении информатики для дальнейших теоретических разработок.
Практическая значимость
Подобраны и апробированы методы, средства, влияющие на формирование понятийного аппарата учащихся основной школы при изучении темы «Аппаратное обеспечение компьютера». Данные разработки могут быть использованы педагогами-практиками в общеобразовательной школе.
Данная работа состоит из двух глав и шести параграфов. В работе описаны методы и средства, при использовании которых, учителя смогут качественнее использовать урочное время, развивать не только понятийный аппарат учащихся, но и развивать речевую культуру учащихся.
Это интересно:
Интеллектуальное
тестирование
В понятие «искусственный интеллект» вкладывается различный смысл — от признания интеллекта у ЭВМ, решающих логические или даже любые вычислительные задачи, до отнесения к интеллектуальным лишь тех систем, которые решают весь комплекс задач, осуществляемых человеком, или еще более широкую их совокуп ...
Требования к педагогу компьютерного класса
В современном образовании нет более трудной профессии, чем учитель информатики. Необходимость каждые два года начинать все «с нуля» незнакома преподавателям других дисциплин. В этой ситуации педагог вынужден напряженно следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением программ, за ...
Основные принципы деятельности методической работы
Систематизирующим фактором развития методической службы являются принципы ее деятельности, а именно: 1. Принцип сравнительного педагогического анализа. Позволяющей определить место авторской педагогической идеи в общем педагогическом процессе, увидеть свое продвижение, выверить свою позицию в сравн ...