Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Базой настоящего исследования стала СШ №145 г. Минска. Были обследованы 18 младших школьников – учащиеся 4 «В».
Цель эксперимента: выявить учащихся с аграмматической формой дисграфии. Для этого школьникам был предложен следующий диктант:
«В лесу». Вот и март. Его называют весёлым праздником света. Чуткое ухо ловит первые признаки весны. Земля ещё покрыта снегом. Только около старых пней показались первые проталины. На голых ветках орешника появились первые цветы. Это серёжки. На берёзках зазвенели сосульки. Солнце осветило лес тёплым светом. На снег упала первая тяжёлая капля. Как хороша лесная капель в лесу! Звонко запела синичка. Лес радостно встречает весну.
Диктанты оценивались по 10-тибалльной системе.
Далее мы предположили, что существует тесная корреляционная связь между наличием аграмматической дисграфии и недостаточным уровнем сформированности грамматической стороны устной речи. Для выявления уровня сформированности грамматической стороны устной речи детям были предложены 11 заданий. За каждый правильный ответ начислялся 1 балл.
1 задание. Установить, различает ли школьник формы единственного и множественного числа глаголов – 4 балла.
В этом задании используются пары картинок. На одной картинке нарисована девочка, сидящая на скамейке, на другой – несколько девочек, сидящих на такой же скамейке.
- Лежит на столе (что?) . (тетрадь).
- Лежат на столе (что?) . (тетради, карандаши).
- Стоит на окне (что?) . (цветок).
- Стоят на окне (что?) . (цветы).
2 задание. Установить, различает ли школьник мужской и женский род у глаголов прошедшего времени – 2 балла.
Материалом для обследования служат картинки. На одной из них изображена упавшая девочка, на другой – упавший мальчик. Ребенку объясняется, что девочку и мальчика зовут одинаково – Женя. Уточняется, запомнил ли ребенок имена детей. Далее предлагается угадать, о ком говорит экспериментатор – о мальчике или о девочке, и показать.
3 задание. Установить, понимает ли школьник значения префиксальных изменений глагольных форм – 7 баллов.
На картинках изображаются противоположные действия, названия которых выражаются одной и той же основой глагола, но значения меняются в зависимости от приставок.
Ребенку предлагается показать:
- Где мальчик входит, а где выходит!
- Какая девочка наливает воду, а какая выливает воду?
- Где самолет улетает, а где прилетает?
- Какой мальчик раздевается, а какой одевается?
- Где машина подъезжает, а где она уезжает?
- Какая дверь закрыта, а какая открыта?
- Какая машина нагружена, а какая разгружена?
4 задание. Установить, понимает ли школьник залоговые отношения – 5 баллов.
- Покажи, где девочка сама причесывается, а где девочку причесывает мама.
- Где девочка причесывается сама, а где девочку причесывают!
- Покажи, где мальчик одевается сам, а где мальчика одевают.
- Где мальчик одевается, а где мальчика одевают?
- Где девочка купается, а где девочку купают?
5 задание. Установить, понимает ли школьник глаголы совершенного и несовершенного вида – 9 баллов.
Покажи, какая девочка моет руки, а какая девочка вымыла руки.
Лексический материал:
рисует – нарисовал
пишет – написал
снимает – снял
вешает – повесил
стирает – выстирал
режет – разрезал
пилит – распилил
льет – разлил – вылил.
6 задание. Установить, понимает ли школьник предлоги, выражающие некоторые пространственные взаимоотношения двух предметов (исключается подсказывающая ситуация) – 9 баллов.
а) На стол ставят коробку с крышкой.
Ребенку дают кружочек из картона, предлагают положить кружочек на коробку, под коробку, в коробку, за коробку, перед коробкой.
б) На стол ставят две коробки с крышками. На глазах ребенка в одну из коробок экспериментатор кладет плоский предмет (кружок из картона). Другой такой же плоский предмет кладет под вторую коробку. Экспериментатор предлагает взять или достать предмет:
- Возьми кружок из коробки.
- Возьми кружок из-под коробки.
- Достань карандаш (кружок), который лежит в коробке.
- Достань карандаш (кружок), который лежит под коробкой.
7 задание. Установить, различает ли школьник единственное и множественное число прилагательных – 4 балла.
- Слушай внимательно. Сейчас я буду говорить тебе об одной из этих картинок, а ты догадайся, какую картинку я называю.
8 задание. Установить, различает ли школьник грамматические формы рода прилагательных – 9 баллов.
Это интересно:
Порядок написания диссертации
Это важный элемент организации (точнее – самоорганизации) работы над диссертацией. Ф.А. Кузин (Кандидатская диссертация. 1997. С. 41) пишет: «Логическая последовательность диктует раскрытие существа задачи. Пока не изучен первый раздел, нельзя переходить ко второму». Эта рекомендация правильна. Но ...
Ступени формирования орфографического навыка
Процесс формирования орфографического навыка проходит несколько ступеней. Первая ступень - учебная ситуация, которая порождает потребность проверить орфограмму. Ученик ставит перед собой цель, осознает задачу. Вторая ступень - поиск способа решения орфографической задачи: опора на знания, на правил ...
Умение воспроизводить звуко-слоговую структуру
слова
Исследование показало, что дети ЭГ испытывают затруднения при произнесении слов, имеющих сложную звуко-слоговую структуру (состоящих из 4,5,6 слогов и со стечением согласных) – в 60% случаев. Отмечались перестановки, пропуски звуков и целых слогов, а так же сокращения слов. Например: государство - ...