Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Особенности слухоартикуляционного анализа и методы коррекции моторики речи у детей с нарушениями интеллекта

Педагогика и воспитание » Особенности слухоартикуляционного анализа и методы коррекции моторики речи у детей с нарушениями интеллекта

Речь играет важную функцию в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовывать совместную деятельность, добиваться взаимного понимания.

Воспитание речи у детей младшего школьного возраста, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и связное высказывание, является необходимым условием полноценного развития личности.

Для развития звуковой стороны речи имеет огромное значение развитие подвижных мышц артикуляционной моторики: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижение соотнесено с соответствующими слуховыми ощущениями. Физиологи И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.А.Бернштейн придавали большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции.

В настоящее время 1,7 млн. детей (4,5% всей детской популяции Российской федерации) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании.

На современном этапе остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей младшего школьного возраста. Среди всех речевых дефектов нарушение звукопроизношения является наиболее распространённым. Нарушения звукопроизношения часто являются вторичным дефектом детей с нарушениями интеллекта. По данным ГА.Каше, в первых классах вспомогательной школы дети с дефектами звукопроизношения составляют 65% всего количества учеников первых классов, во вторых - 45%, в третьих - 30%. Воспитание правильной речи у детей с нарушениями интеллекта – это серьезная задача, стоящая перед родителями, логопедами, воспитателями и учителями.

На основании анализа психолого-педагогической литературы и опыта работы в системе специального коррекционного образования была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречиями между потребностью общества в правильном звукопроизношении с одной стороны и существующими традициями в специальной коррекционной педагогике по развитию речевой моторики с другой стороны.

Актуальность проблемы послужила основанием для выбора темы исследования «Особенности слухоартикуляционного анализа и методы коррекции моторики речи у детей с нарушениями интеллекта».

Объект исследования: процесс формирования и развития речи младших школьников с нарушением интеллекта.

Предмет исследования: методы коррекции моторики речи младших школьников с нарушением интеллекта.

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить особенности слухоартикуляционного анализа и методы коррекции моторики речи младших школьников с нарушением интеллекта.

Задачи данного исследования таковы:

1. Раскрыть теоретические вопросы изучения особенностей развития речи младших школьников.

2. Изучить процесс развития речи младших школьников с нарушением интеллекта.

3. Экспериментальным путем выявить уровень развития моторики речи у младших школьников с нарушением интеллекта.

4. Представить содержание коррекционной помощи по коррекции моторики речи детей.

5. Провести анализ результатов коррекции моторики речи у младших школьников с нарушением интеллекта.

Гипотеза исследования состоит в предположении того, что развитие речевой моторики у детей младшего школьного возраста в условиях коррекционного образовательного учреждения, станет более эффективной, если систематически реализовывать комплекс артикуляционных занятий и упражнений, направленных на развитие речевой моторики, включающий введение индивидуальных занятий и обеспечение развития артикуляционной моторики школьников на всех этапах образовательного процесса в учреждении.

Для решения поставленных задач и доказательства гипотезы нами были использованы следующие методы научного исследования:

- теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация и др.;

- эмпирические: наблюдение, изучение продуктов деятельности детей, изучение документации, эксперимент.

База исследования: практическое исследование проводилось на базе Черновской специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида г. Читы. В исследовании принимали участие ученики первого класса с интеллектуальными нарушениями (7-8 лет) в количестве 16 человек.

Новизна исследования состоит в обосновании необходимости осуществления специальной работы с младшими школьниками с нарушением интеллекта по коррекции моторики речи, связанной с особенностями слухоартикуляционного анализа детей данной категории.

Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации взглядов по проблеме коррекции речевой моторики детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Практическая значимость состоит в том, что была разработана и частично апробирована система занятий по развитию речевой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта, получены положительные результаты опытно-экспериментальной работы, которые выразились в том, что речевая моторика в результате проведенной коррекционной работы несколько улучшилась.

Это интересно:

Понятие и виды общения. Внеситуативно-личностное общение
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и ва ...

Послушные шарики, или еще раз о развитии логического мышления
Математическая логика (теоретическая логика, символическая логика) — раздел математики, посвященный изучению математических доказательств и вопросов оснований математики (“Математическая энциклопедия”). Всякая математическая теория представляет собой множество предложений, над которыми производятся ...

Экспериментальные школы как пример педагогического эксперимента
Эпицентром поисков по реорганизации содержания, форм, методов школьного образования и воспитания оказались экспериментальные учебно-воспитательные учреждения (экспериментальные школы). Эти учреждения предназначены для проверки, выработки и обоснования новых педагогических идей с учетом опыта лучших ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru