Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В этом разделе мы более подробно изучим закономерности развития речи детей младшего школьного возраста.
Речевая деятельность человека осуществляется в соответствии с нормами, свойственными тому или иному языку на определенном этапе его развития. Приведем основные закономерности развития детской речи по нескольким областям языковой компетенции детей 7-8 лет, лингвиста М. Б. Елисеевой, кандидата филологических наук, доцента РГПУ, города Санкт-Петербурга.
Таблица 1
Основные закономерности речевого развития детей 7-8 лет
Область языковой компетенции |
Основные закономерности речевого развития детей 7-8 лет |
1. Фонетика. |
Метатезис – перестановка звуков и слогов в словах(особенно в речи леворуких детей) |
2.Словообразование. |
Рост числа инноваций – слова, сконструированные ребенком по моделям нормативного языка. |
3.Лексика. |
Количественный и качественный рост словаря: усвоение родовидовых отношений; развитие синонимии, антонимии; появление абстрактных существительных; освоение многохначности и омонимии; Лексико-семантические инновации: расширение и сужение значения; образование переносных значений путем метафорических и метонимических переносов; ассоциативные замены (смешение паронимов, антонимов и другие). |
4.Морфология. |
Уменьшение количества формообразовательных инноваций. Дольше всего сохраняются: унификация ударения; смешение окончаний родительного и предложного падежей множественного числа; образование форм числа существительных; ненормативное склонение несклоняемых и разносклоняемых существительных; образование окказиональных родовых пар у существительных общего рода, зоонимов, у существительных мужского рода, обозначающих лицо по профессии; окказительное образование сравнительной степени прилагательных; ненормативное склонение числительных; образование окказиональных видов пар глагола, окказиональное образование причастий. |
5.Синтаксис. |
Пересказы прочитанного в диалоге со взрослым и в згоцентрической речи. Сочинение собственных сказок и стихов (чаще –в эгоцентрической речи). Синтаксические ошибки. |
6.Метаязыковая деятельность. |
Вопросы о значении слов. Осознание многозначности и омонимии. Языковая игра. Собственные этимологии слов, вопросы об этимологии. Толкование значений слов. Осознание различных языковых явлений: Вопросы и рассуждения о роде и числе существительных, произношении слов, различных языках и др. Развитие фонематического анализа при обучении чтению и письму. Умение равняться на собеседника, учитывая возможности его восприятия речи (дети по-разному говорят с взрослыми и с маленькими детьми). |
Это интересно:
Роль геометрического материала в формировании и пространственного
мышления младших школьников
Знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваются в условиях разнообразных видов деятельности младших школьников: в играх, наблюдениях, трудовых процессах, в рисовании, конструировании и лепке. Особо важная роль в формировании пространственного мышления принадлежит математике, котора ...
Метод как многомерное явление
История школы свидетельствует о том, что разные периоды её развития цели обучения менялись. В соответствии с изменением целей менялись и методы обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – сер ...
Феномен внимания в психологии
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего вним ...