Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Формирующий эксперимент проходил с сентября 2010 по январь 2011 года. Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счёт взаимодействия всех участников педагогического процесса и, в частности, педагога и логопеда. Деятельность педагогов имеет много общего и направлена на решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Логопед определяет общие и частные задачи развития речи детей совместно с педагогом намечает объём и содержание всей речевой работы. В данном случае он выступает как специалист. Совместный уровень подготовки педагогов требует пока ещё очень тщательной, постоянной консультации их со стороны логопеда.
Логопедом был разработан комплекс упражнений для развития речевой моторики:
1. Для нижней челюсти: «Большие ворота», «Трусливый птенчик», «Акулы», «Обезьяна»
2. Для губ: «Улыбка», «Хоботок» («Трубочка»), «Заборчик», «Бублик» («Рупор»), «Кролик»
3. Для языка: «Птенчики», «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка» («Стрелочка», «Жало»), «Горка» («Киска сердится»), «Трубочка», «Грибок»
И только после этого, постепенно, начинают практиковаться сложно-координированные артикуляционные движения для подвижных мышц артикуляции:
1. Динамические упражнения для языка: «Часики» («Маятник»), «Змейка», «Качели», «Футбол» («Спрячь конфетку») «Почистим зубы», «Катушка», «Лошадка», «Гармошка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Оближем губки»,
2. Упражнения для развития подвижности губ: покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами, «Улыбка – Трубочка», «Пятачок», «Рыбки разговаривают», «Уточка», «Недовольная лошадка»,
Если губы совсем слабые: - сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту, - удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат), - удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.
3. Упражнения для губ и щек: покусывание, похлопывание и растирание щек, «Сытый хомячок», «Голодный хомячок», «Лопни шарик».
4. Тренировка мышц глотки и мягкого неба:
Позевывать с открытым и закрытым ртом. Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.
Произвольно покашливать. Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
Покашливать с высунутым языком.
Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой. Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).
Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков). Глотать капли воды, сока.
Надувать щеки с зажатым носом.
Медленно произносить звуки к, г, т, д.
Подражать: - стону, - мычанию, - свисту.
Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка. Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка. Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.
Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.
Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.
Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук "и" отделяется от звука "а" паузой.
Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.
На рисунке 3 представим схему взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса по развитию сложно-координированных артикуляционных движений у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Рис. 3
Таким образом, формирующий эксперимент состоял из трех этапов (таблица 4.):
Первый этап - тренировочный. Детям предлагались простые статические артикуляционные упражнения, перед которыми детям предлагалось выполнить логопедический самомассаж;
Второй этап – основной. Дети упражнялись в выполнении упражнений требующих простой динамики и координации движений;
Третий этап – итоговый. Дети развивали точность, координированность, темп, ритм, выносливость артикуляционного аппарата.
Это интересно:
Формы и технология проведения заседаний педсовета
В зависимости от поставленных задач педсовет может быть: инструктивным; проблемным; оперативным . Примерная структура заседания Совета педагогов может выглядеть следующим образом. Вначале педсовета председатель объявляет вопросы, которые будут рассматриваться, в кратком вступительном слове определя ...
Состояние звукопроизношения
В ходе проведенного исследования состояния звукопроизношения у детей было установлено, что у 20% учащихся контрольной группы (КГ) были обнаружены недостатки произношения звуков, которые проявлялись у них при произнесении слогов, слов, предложений. Все нарушения звукопроизношения у испытуемых проявл ...
Гоголь в смысловой концепции автора древнерусского книжника
Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» является отражением нового миросозерцания писателя. В период написания поэмы Гоголь меняется как человек. В центре всего – дума о Боге. Нужно отметить, что вера для Гоголя – не просто – миросозерцание, в ней он видит и чувствует свое призвание. Гоголь читает творения ...