Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
• Возникновение в процессе деятельности межличностных отношений, которые, в свою очередь, оказывают влияние на успешность совместной деятельности.
Это последнее положение, характеризующее совместную деятельность, вплотную подводит нас к третьей стороне общения — перцептивной.
Полноценное общение становится возможным, если "люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению".
Большинство конфликтов школьной жизни происходит вследствие неверного восприятия, непонимания друг друга педагогом и школьником.
Самая большая ошибка обусловлена теми социальными ролями, которые предписываются взрослым и детям в школе: учитель— тот, кто передает знания, ученик— тот, кто эти знания принимает. Статус учащегося означает преимущественно позицию долженствования: должен выучить все, что задали, учиться на "хорошо и "отлично", уважительно относиться к педагогам, к одноклассникам, к школьному имуществу . Такой подход к ученикам удобен с точки зрения обучения как управления, но этот подход минимизирует возможности развития личности ребенка. Именно осознанием этого обстоятельства вызвано к жизни новое направление в педагогике — личностно-ориентированное обучение.
Перцептивное взаимодействие основывается на эмоциональном обмене. Любые эмоции (как положительные, так и отрицательные) остаются в памяти человека. Не случайно учащиеся запоминают игровые, эмоционально насыщенные моменты урока; потому, что такие педагогические приемы прежде всего нарушают обыденное течение школьной жизни. Именно поэтому школьниками лучше усваивается тот материал, который (как сумел доказать учитель) оказывается жизненно важным для ученика, т.е. не оставляет его равнодушным. Собственно понятие активизации познавательной деятельности учащихся основано именно на возбуждении положительно переживаемых учеником эмоций в процессе обучения.
Однако современная практика обучения не способствует развитию эмпатийных связей между участниками образовательного процесса. Содержание учебного материала (математика, химия, физика и пр.) не содержит основы для со-переживания и принятия. Потенциальные возможности для развития эмоций учащихся содержатся в предметах гуманитарного цикла (литература, история, развитие речи, граждановедение и т.д.), но при этом в учебных планах большинства школ по сей день превалируют естественно-научные дисциплины. Поэтому особая роль отводится учителю как преобразователю сухих научных понятий в эмоциональные, яркие, интересные, важные и понятные учащимся образы.
Необходимость эмоционально-положительного наполнения учебного процесса диктуется и формой обучения. Для школьника ситуация обучения является обязательной: он вступает в совместную деятельность с педагогом, другими учащимися вне зависимости от того, нравится ему это или нет. Если в этой ситуации учитель не удовлетворен результатами взаимодействия, он высказывает свое мнение в виде отметки, оценки, устного порицания, записи в дневник и т.д. Учащийся же в силу детерминированности ситуации оказывается только в "страдательной" роли. Осознание неравновесности позиций педагога и школьника приводит к необходимости искать те средства в процессе общения, которые могут смягчить острые углы учебной ситуации долженствования.
Поэтому стоит уделить внимание тому, какими речевыми моделями (т.е. устойчивыми словами, словосочетаниями) пользуется педагог на уроке. Так, на организационном этапе педагог может воспользоваться:
• речевыми моделями с положительной эмоциональной окраской: "Рада вас всех видеть. Нас ждет сегодня необычный (интереснейший) материал .", "Подобную работу мы уже проделывали, и вы с ней справились прекрасно. Попробуем закрепить наш успех";
Это интересно:
Методические рекомендации
I. Определение величины нагрузки. По дыханию: В первые четыре года обучения, при выполнении упражнений, допустима такая нагрузка при которой присутствует одышка, но ребенок способен дышать в ритме четыре шага вдох и четыре шага выдох. В среднем звене предельная по дыханию нагрузка-ритм четыре-четыр ...
Формирование умения самостоятельно умываться и приводить себя в порядок
Чаще всего возложить на ребенка всю ответственность за умывание и соблюдение личной гигиены оказывается возможным только после 5 лет, то есть, в последние годы его пребывания в детском саду или в первый год учебы в школе. А раньше - ему без вас не обойтись, не только потому, что вы должны быть увер ...
Дидактическая эффективность использования ЭВМ при моделировании учебного
процесса
Опыт внедрения компьютера в учебный процесс позволил выявить 3 основные проблемы: теория обучения с помощью ЭВМ, технология компьютерного обучения, методика проектирования обучающих программ. Решение проблем первой группы должно опираться на качественно новый анализ основных компонентов деятельност ...